«Наконец-то вот он, долгожданный лед»: интервью с Марией Кочегаровой с ледокола «50 лет Победы»

В «Атомфлоте» давно изжили стереотипы про женщин на корабле — ​с каждым годом здесь работает все больше девушек. Во время путешествия «Ледокола знаний» на Северный полюс наша корреспондентка познакомилась с Марией Кочегаровой, третьим помощником капитана на ледоколе «50 лет Победы». Вот что Мария говорит о своем первом арктическом рейсе, отличиях ледокольного флота от грузового и любимых книгах.

Всегда тянуло на Север

Я училась в Московской государственной академии водного транспорта, позже она стала филиалом питерской Макаровки (Государственный университет морского и речного флота им. адмирала Макарова. — «СР»).

Учиться мне нравилось, особенно работать с картами, наносить на них навигационные прокладки. После учебы мне немного не хватило плавценза — ​это плавательная практика на судах. Поэтому я сначала доработала практику и только потом получила диплом. У нас довольно сложная схема: чтобы получить диплом, нужно не только отучиться пять лет, но и год отработать в море.

Во время учебы я работала на паруснике «Херсонес», потом на пассажирском судне «Принцесса Анастасия» в Петербурге, а затем на Камчатке — ​на судах «Иван Капралов» и «Радик Баширов». После выпуска попала на Дальний Восток: сначала была третьим помощником, потом вторым. Но у меня всегда была мечта работать на Севере, тянуло туда ужасно. Так что, проведя какое-то время на Дальнем Востоке, я подала документы в «Атомфлот» и была безумно рада, когда меня приняли.

Прошел уже почти год, как я работаю на ледоколе «50 лет Победы». Помню свой первый арктический рейс: мы занимались проводками судов в Обской губе. И когда впервые вошли во льды, я испытала восторг: я так давно об этом мечтала, и ­наконец-то вот он, долгожданный лед. Тогда я впервые увидела белого медведя — ​правда, издали, в бинокль, но до сих пор эта картина стоит у меня перед глазами, настолько сильное было впечатление. Еще встретили нерп, а потом и песцов, которые судну дорогу перебегали. На удачу, наверное.

Мария Кочегарова мечтает подняться по карьерной лестнице и стать старпомом
Девушки на корабле

Моя семья живет в Подольске Московской области. Там есть машиностроительный завод «ЗиО-Подольск», где изготавливают корпуса реакторов РИТМ‑200 и РИТМ‑400 для наших ледоколов. Там в экспериментальном отделе моя мама работает инженером. Так что у нас своего рода атомная династия, хотя в детстве я даже не знала, чем именно мама занимается. Решение пойти работать на ледокольный флот я приняла сама, совершенно осознанно, но очень рада, что семья меня в этом поддержала.

Со мной в группе училось довольно много девушек, но по специальности практически никто из них не работает. Насколько я знаю, изо всей группы на флоте осталась только я и еще одна девушка, которая работает на Москве-реке. Вообще, предубеждение о том, что женщине не место на корабле, по-прежнему сильно. Я раньше с ним частенько сталкивалась, особенно со стороны людей старшего поколения. Но нужно отдать должное «Атомфлоту» — ​здесь мне работать гораздо комфортнее и шуток про женщин на борту я не слышу. Видимо, потому и девушек в «Атомфлоте» с каждым годом становится все больше.

Научиться читать лед

На ледоколах вообще многое иначе. Например, на грузовом флоте главный — ​штурман, он полностью управляет судном и один стоит на мостике, разве что иногда с рулевым матросом. А на ледоколе старший вахты — ​старпом. Штурман ему помогает, фиксирует все происходящее в судовом журнале, на карте, следит за обстановкой, изучает лед. Я хочу отучиться на старшего помощника, хочу двигаться дальше.

Чтобы научиться читать лед, разбираться во всех его видах и особенностях, нужно долго на него смотреть, читать специальную литературу.

Мне кажется, именно книги подтолкнули меня к выбору работы в северных морях. В школе я любила читать книги Владимира Санина. Одна из моих любимых — ​про Арктику, «Семьдесят два градуса ниже нуля», всем рекомендую. Еще у Санина мне нравится «Трудно отпускает Антарктида». Она, кстати, мне однажды помогла во время рейса. Когда я работала на Дальнем Востоке, нашу смену задержали на месяц. Это было психологически сложно: думаешь, что тебя вот-вот сменят — ​и ты поедешь домой, а приходится работать еще месяц. А в этой книге как раз описывается, как полярников вовремя не удалось вывезти со станции и они остались там еще на год. Я читала про их приключения, и это придавало мне сил.

Вахту в ходовой рубке ледокола несут четыре часа
Кого попало в «Атомфлот» не берут

Для работы на ледоколе нужно, конечно, быть профессионалом, много знать и постоянно развиваться. Но самое главное — ​это способность уживаться с людьми. Мы здесь долгое время находимся в замкнутом пространстве, не заходим в порты, всегда на ледоколе. И нужно уметь ладить с коллегами, даже если вы не совпадаете характерами. Искать точки соприкосновения, чтобы было комфортно работать. Это бывает непросто.

На ледоколе конфликтов у нас почти не бывает. Вот на сухогрузе, где я руководила экипажем из 15 человек, были самые разные люди, многие нарушали правила и дисциплину, совершенно не скрываясь. На ледоколе такую ситуацию представить невозможно: в «Атомфлот» и отбор гораздо строже, и дисциплина железная.

Для меня самое сложное в работе — ​подолгу не видеть близких и вставать на вахту к четырем утра. Особенно зимой — ​полярная ночь гораздо тяжелее полярного дня. Солнышка не хватает. Но я все равно безумно люблю свою работу, мне приятно осознавать, что я делаю что-то важное и могу не раз побывать в месте, которое мало кому выпал шанс посетить, — ​на Северном полюсе.

С моря — ​в горы

Я уже больше 10 лет занимаюсь поисковыми работами, состою в Поисковом движении России. Мы ездим по стране и ищем останки погибших солдат. Я ездила на поиски в леса в окрестностях Великого Новгорода, под Кандалакшу, в Тверскую область, в Подмосковье, на Кавказ.

Еще недавно начала заниматься альпинизмом. Это увлечение у меня появилось благодаря поисковому движению. Я ездила в экспедицию в Приэльбрусье на Марухский перевал, работали преимущественно в горах. Мне понравилось, и прошлым летом я поднялась на Эльбрус — ​это был мой первый серьезный подъем, впечатления незабываемые. Теперь планирую съездить в один из альпинистских лагерей, где меня всему обучат. Тогда смогу совершать более сложные восхождения. Читаю книги про Эверест, мечтаю когда-нибудь побывать и там.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Федеральный номер «Страна Росатом» №44 (652)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №44 (652)

Современные карбонарии: знакомимся с участниками форума «Композиты без границ» — стр. 6

Как атомщики покоряли «Хайтек» — стр. 10

Что зашифровано в дизайн-коде Краснокаменска — стр. 12

Скачать
Главное
На связи токамак: термоядерные исследования станут доступнее
Синхроинфотрон
Кваркглюонная плазма поддалась изучению: новости науки
Новости
Ученые выяснили возраст мумии саблезубого котенка
Синхроинфотрон
«Большая перемена» в жизни: о чем мечтают победители и призеры конкурса
Синхроинфотрон
Протянуть лапу дружбы: как проходит «Пушистый атом – 2024»
Показать ещё