Сыграли по ролям

Команда ЭХП, ставшая финалистом в номинации «Побе­да года», нашла собственный ингредиент успеха: четкое распределение ролей.
На «Электрохимприборе» ит­тербий-176 нарабатывают дав­но, в основном для нужд про­мышленности. Пару лет назад он понадобился еще и врачам. В 2015 году прошел клиниче­ские испытания препарат люте­ция-177 для лечения рака. Сырь­ем для его изготовления служит именно иттербий-176. «К нам обратились несколько заказ­чиков, но их требования к про­дукту оказались очень высоки: 99,6 % по обогащению и не бо­лее 0,0001 % примесей. Только 15–20 % продукции комбината соответствовали запросам ядер­ной медицины», — рассказыва­ет руководитель группы цеха по производству изотопов Игорь Кабанов. Нужно было менять технологию.
Игорь Кабанов собрал коман­ду и организовал работу на­столько эффективно, что мень­ше чем за год ЭХП разработал и внедрил новый метод получе­ния иттербия-176. За счет него в восемь раз увеличился объ­ем производства, и ЭХП занял 90 % мирового рынка этого ра­диоизотопа.
Для реализации проекта Игорь Кабанов выбрал прове­ренных специалистов, с кото­рыми уже решил несколько за­дач. «Главную роль, безусловно, сыграл наш инженер-технолог Дмитрий Ашин. Он создал техно­логию наработки иттербия-176, благодаря которой почти 100 % нашей продукции имеет высо­кую степень обогащения, — го­ворит Игорь Кабанов. — Внача­ле у нас не было идеи, как этого достичь. Но Дмитрий Ашин про­анализировал технологическую цепочку, выявил узкие места. Кое-что мы улучшили, где-то ра­дикально изменили конструк­цию технологических узлов. И все получилось».

За химическую очистку ит­тербия-176 отвечала инже­нер-технолог Анна Баканова — единственная женщина и самый молодой специалист в команде. Именно она разработала способ получения сверхчистой продук­ции. «К моему мнению прислу­шивались. И если я предлага­ла опробовать новое решение, то всегда получала разрешение на экспериментальные рабо­ты», — говорит Анна Баканова.
Что интересно, изначально на ЭХП не было даже методики измерения под такие высокие требования заказчиков. Ее со­здание и аттестацию обеспечил руководитель группы масс-спек­трометрии комбината Андрей Кидямкин.
Начальник участка химиче­ской переработки продукции Владимир Климцев занимался внедрением технологии.
ИГОРЬ КАБАНОВ:
«К КОНЦУ ПРОШЛОГО ГОДА МЫ УЖЕ ОТГРУ­ЗИЛИ ИТТЕРБИЯ-176 НА 1,2 МЛН ДОЛЛАРОВ. ЗАКЛЮЧИЛИ КОНТРАКТ НА ЭТОТ ГОД НА 2,4 МЛН ДОЛЛАРОВ. ПОДПИСАЛИ СОГЛАШЕНИЯ НА ПО­СТАВКУ ДО 2021 ГОДА И ОБЕСПЕЧИЛИ СЕБЕ ПЯТИЛЕТНИЙ ПОРТФЕЛЬ ЗАКАЗОВ БОЛЕЕ ЧЕМ НА 17 МЛН ДОЛЛАРОВ»

К октя­брю 2016 года ее освоили на всех участках, и начальник бюро вне­шней экономической деятельно­сти Олег Прытков договорился с несколькими заказчиками, ре­шил вопросы сертификации, та­моженного оформления и поста­вок новой продукции.
Через пять лет прогнозирует­ся новый скачок спроса на ит­тербий-176 на мировом рын­ке. Команда ЭХП уже думает над тем, как повысить производи­тельность. «В том же составе мы начали еще один проект по рас­ширению производства редкого нейтронно-избыточного изото­па — кальция-48. В Объединен­ном институте ядерных иссле­дований в Дубне его используют для синтеза новых элементов. Мы уже лет десять обеспечи­ваем все их эксперименты, — рассказывает Игорь Каба­нов. — В последние годы ученые открыли несколько новых эле­ментов, их надо синтезировать для досконального исследова­ния. Соответственно, выросла и потребность в кальции-48».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: