«ЯМТ-Снежинск» дорос до услуг
Созданный на базе РФЯЦ-ВНИИТФ центр ядерной медицины «ЯМТ-Снежинск» начал проводить диагностику. Но не в Снежинске, а в Челябинске. «СР» выяснила, как организована работа в этом проекте.
Первых пациентов «ЯМТ-Снежинск» принял 20 марта. Для этого компания привлекла партнера — Челябинский городской клинический онкодиспансер, который предоставляет ПЭТ-сканеры, по совместительству наняла персонал и начала поставлять в Челябинск радиофармпрепарат фтордезоксиглюкозу.
Создание центра ядерной медицины в Снежинске началось в 2007 году. Изначально проектом занимался ВНИИТФ: в 2010 году организация построила здание комплекса по производству радиофармпрепаратов, закупила в НИИЭФА и установила циклотрон для наработки изотопов, оборудование для производства РФП. В июле 2014 года в проект вошла Объединенная инновационная корпорация. А в сентябре ОИК и правительство Челябинской области подписали соглашение, по которому региональные власти обязались направить для обследования 8,5 тыс. пациентов и оплатить эти обследования. В начале 2015 года была создана компания «ЯМТ-Снежинск», в которой ОИК получила контрольный пакет, 76 %. Остальные 24 % — у ВНИИТФ.
Чуть позже была определена конфигурация проекта. «ЯМТ- Снежинску» отвели роль производителя изотопов и РФП (см. схему «От изотопов к ПЭТ-сканерам»). Такая схема с минимальными затратами решает проблему нехватки фтордезоксиглюкозы в Челябинской области.
Увеличить загрузку снежинского циклотрона планируют за счет организации поставок фтора‑18 в Екатеринбург, где на его основе будут изготавливать фтордезоксиглюкозу. Объемы производства можно нарастить и за счет расширения географии поставок, но здесь есть ограничение по удаленности. Период полураспада фтора‑18 — 110 минут. Если доставлять его автотранспортом, как это делают сейчас, то предельная эффективная дальность поставки — 150 км. Но на таком расстоянии от Снежинска находятся всего два крупных города — Екатеринбург и Челябинск. Даже относящийся к Челябинской области Магнитогорск — почти втрое дальше.
Эффективным решением могла бы стать установка ПЭТ-сканера в Снежинске. Тем более что город находится на равном удалении от Екатеринбурга и Челябинска, а значит, сможет принимать пациентов из обеих областей. Потребность в позитронно-эмиссионной томографии в Уральском федеральном округе есть: в одной только Челябинской области в очереди на обследование стоят порядка 25 тыс. человек.
Но пока инвестиционный комитет «Росатома» согласовал схему проекта, при которой Снежинск только производит и поставляет изотопы и РФП. ПЭТ-сканеры — дорогостоящее оборудование. В России их не выпускают. Некоторое беспокойство вызывают также трудности с доступом пациентов в закрытый город, хотя опыт показывает, что нет ничего невозможного. Пример успешной работы есть на вотчине ПО «Старт», в Заречном. Там расположен перинатальный центр, который принимает рожениц со всей Пензенской области. Пропускной режим отлажен так, что проблем со въездом в ЗАТО у будущих мам не возникает. Этот опыт можно было бы использовать и в Снежинске.
А пока «ЯМТ-Снежинск» будет нарабатывать фтор‑18 для Екатеринбурга и выпускать РФП для арендованной площадки в Челябинске. Перспектива увеличения загрузки циклотрона — перевод арендуемых томографов на работу в три смены, но для этого нужно подготовить медперсонал.