ПСР как фактор карьерного роста
Главная новость с управляющего совета ПСР: приверженность принципам производственной системы переводится из морально-идеологической плоскости в кадровую. Проще говоря, «Росатом» теперь будет принимать во внимание знания и опыт в ПСР при формировании кадрового резерва и назначениях на важные посты в отрасли.
Первый заместитель генерального директора по корпоративным функциям, главный финансовый директор «Росатома» Николай Соломон подвел итоги системного развертывания ПСР на предприятиях отрасли, которое пришло на смену единичным проектам в 2015 году. Эта стратегия приносит плоды: в 2016 году ПСР-движение охватывало 18 предприятий (см. таблицу), а это 64 оптимизированных производственных потока, около 2 тыс. ПСР-проектов и 45 тыс. предложений по улучшениям. Николай Соломон поблагодарил предприятия за проделанную работу.
В 2017 году к ПСР-движению подключились пять новичков: ГХК, «Гидропресс», «ЗиО- Подольск», «Хиагда» и «Маяк». В результате на 23 предприятия, системно внедряющих ПСР, приходится 80 % себестоимости госкорпорации — число внушительное.
Но на фоне общего числа предприятий отрасли охват уже не такой впечатляющий. Если изначально руководители предприятий сами стремились участвовать в системном развертывании, то теперь инициатива практически отсутствует, с сожалением констатировал Николай Соломон. Вопрос, что делать с остальными предприятиями, стал на управляющем совете одним из ключевых.
Детальному обсуждению дальнейшего развития ПСР было посвящено заседание одной из рабочих групп. Развернулась дискуссия: участие в ПСР-движении является обязанностью или правом? Гендиректор «Маяка» Михаил Похлебаев считает, что в условиях, когда все предприятия работают над снижением издержек, приверженность ПСР — как клубная карта, критерий оценки «свой — чужой». Звучали и более радикальные высказывания. Директор «АЭМ-технологий» Игорь Котов убежден: раз снижение затрат — стратегическая цель госкорпорации, а ПСР — общепризнанный в отрасли инструмент достижения этой цели, то заниматься внедрением принципов бережливого производства все руководители обязаны.
Участники рабочей группы сошлись во мнении, что необходим некий минимум требований по ПСР для тех предприятий, которые пока не вовлечены в работу по системному развертыванию. «Когда мы смотрим на продуктовые цепочки в целом, понимаем, что «выскакиваем» из контура системного развертывания. Это означает, что для достижения стратегических целей госкорпорации и остальные предприятия должны быть в зоне боевой готовности», — подчеркнул директор по развитию ПСР Сергей Обозов.
Обсуждали перспективы развития ПСР-образования. В отрасли обучение принципам производственной системы прошли лишь 26 тыс. человек — это четверть численности персонала ПСР- предприятий и менее 10 % всех работников отрасли. Для сравнения: в Toyota все сотрудники имеют базовое образование по производственной системе компании, без этого невозможен карьерный рост.
Другая проблема — обучение ПСР пока носит догоняющий характер. От сотрудников требуют реализовывать ПСР-проекты, подавать предложения, но при этом не дают им базовых знаний о принципах и инструментах ПСР.
Управляющий совет утвердил набор знаний и навыков по ПСР, необходимых для профессионального развития сотрудников отрасли, — своего рода стандарт для каждой должности. Причем предполагается, что при карьерном росте требования повышаются. «До сегодняшнего дня производственная система скорее была предметом договоренности и взаимного убеждения, теперь мы приняли решение, что переходим к ПСР как к некому элементу кадровой политики, когда при зачислении в кадровый резерв и назначении руководителя на должность учитываются его знания и опыт в ПСР», — подчеркнул гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев. Решение вступает в силу с 2018 года на 23 предприятиях системного развертывания ПСР и затем будет тиражировано на отрасль.
Хороший руководитель — вовлеченный
Успех системного развертывания ПСР зависит от мотивации — прежде всего руководителей. А от этого, в свою очередь, зависит и вовлеченность всех сотрудников, подытожил глава «Росатома» Алексей Лихачев.
Проведенный в конце 2016 года опрос работников 52 предприятий отрасли показал, что положительно отзываются о производственной системе именно на 18 ПСР-предприятиях. Причем лучшая репутация у производственной системы — на предприятиях, подтверждавших звание лидера два года подряд (внедрение ПСР поддерживают более 60 % работников). На предприятиях же, которые пока не вовлечены в работу по системному развертыванию либо только готовятся принять в нем участие, репутация у ПСР невысока: 20 % и 10 % соответственно. Люди боятся всего нового и не понимают, зачем нужна эта система. Обучение сотрудников и личная заинтересованность руководителей предприятий помогут преодолеть этот барьер, считают идеологи ПСР.
Топ-менеджеры госкорпорации и дивизионов рассказали, как они будут развивать ПСР в отрасли. Среди инициатив: их участие в программе Академии «Росатома» «Лидеры учат лидеров», проведение обучения по курсам ПСР, участие топ-менеджеров в партнерских выездных проверках на ПСР-предприятиях, участие руководителей отрасли в днях информирования на предприятиях — лидерах ПСР 2016 года, реализация личных ПСР-проектов и наставничество для своих подчиненных. Топ-менеджеры также будут подсказывать сотрудникам идеи для подачи ППУ, анализировать предложенные решения и выбирать лучшие.
ОПРОС
ПСР-предприятия ежегодно оценивают по ряду бизнес- показателей и уровню вовлеченности персонала. Критерии жесткие, не все предприятия им соответствуют. «СР» узнала, что мотивирует директоров тех предприятий, которые не смогли получить статус лидера ПСР, продолжать участвовать в системном развертывании.
Павел Зайцев
Гендиректор НПО «Луч»
— Мы занимаемся ПСР с 2012 года, внедряли его в отдельных производственных подразделениях, на конкретных потоках. А уже в 2016 году нам присвоили статус «Кандидат ПСР». И по итогам года мы должны были либо подтвердить свой статус кандидата, либо стать лидером ПСР. В силу того что мы только первый год плотно занялись системным развертыванием ПСР, по некоторым бизнес-показателям, а именно по оборачиваемости запасов, мы недобрали до статуса лидера. В 2017 году мы планируем все свои показатели подтянуть. У нас серьезный показатель вовлеченности, на уровне 70 %. Люди заряжены на победу, для коллектива это дополнительный вызов.
Алексей Лужецкий
Гендиректор «Радона»
— В 2016 году мы пробовали системно развертывать ПСР, но недотянули по вовлеченности. Изначально системное внедрение на предприятии ПСР было моим сильным желанием, но, оглядываясь назад, я понимаю, что, скорее всего, сам не был к этому готов. Два самых важных фактора распространения ПСР — целеполагание и мотивация сотрудников. К сожалению, мы сначала нечетко определили цели. Много времени потратили на целеполагание, а на выполнение задачи отвели короткий срок. Поэтому ПСР у рабочих не пошла. Для них это дополнительная работа, которая не приносит результата. Мы получили полезный опыт, и не сомневаюсь, что в 2017 году получим лидера ПСР.
Дмитрий Марков
Гендиректор ИРМ
— В прошлом году мы недобрали по показателю вовлеченности. В этом году с ним все в порядке, мы не выполнили один из бизнес- показателей — оборачиваемость запасов. В этом году мы вступили в важную спецпрограмму оборонзаказа, которая предполагает использование специфических и довольно дефицитных материалов, которые невозможно закупать под заказ. Их рынок таков, что они покупаются опытными партиями, поэтому мы должны были закупить материал сразу на всю 10-летнюю программу. Как следствие, у нас запасы резко выросли. В этом году будем стараться, для нас это стимул для развития. Мы третий год участвуем в этой программе. ПСР у нас прижилась, люди включились.