«Для человека на Севере дефицит освещенности — настоящая беда»: интервью с мэром Полярных Зорь

«СР» запускает цикл бесед с мэрами атомных городов. Начинает его Максим Пухов, мэр Полярных Зорь. До того как стать градоначальником, он 13 лет работал на Кольской АЭС. Мы узнали, как атомщик стал чиновником, чем маленькие города привлекательны для молодых специалистов и что лучше всего поднимает настроение в длинную темную зиму.

С востока на юг

— Вы ведь вы приехали на Кольскую АЭС сразу после вуза. Почему молодой специалист может захотеть жить в Полярных Зорях?

— В 2001 году я окончил факультет промышленной теплоэнергетики в Политехническом университете Санкт-Петербурга. Сам я родом из Мурманской области, из города Апатиты. Это в 40 км от Полярных Зорь, если по прямой, а по дороге — около 100 км. Когда на пятом курсе встал вопрос, где проходить преддипломную практику, я четко знал одно: на ТЭС, коих в Питере много, я не хочу. Один мой однокашник собирался на Кольскую АЭС — там работал его отец. Я подумал, что это интересное место и близко к дому. Взял и тоже поехал. Пришел в отдел кадров, предложил свою кандидатуру, и меня пригласили в цех эксплуатации общестанционного оборудования. Там же я и диплом писал. Перед защитой получил предложение о трудоустройстве. 31 мая 2001 года стал моим первым рабочим днем. Так я поменял берег: первую половину жизни провел на восточном берегу озера Имандра, где находятся Апатиты, а вторую — на южном, где Полярные Зори.

В Полярных Зорях на торцы зданий проецируют изображения северной природы

— Не смущало, что город такой маленький? Даже в Апатитах жили тогда около 100 тыс. человек, не говоря уже о Петербурге.

— Три фактора сыграли роль. Первый — близость к дому, маме и сестре. Второй — мне предложили зарплату вдвое больше, чем на тех же тепловых предприятиях в Петербурге, да и работа была интереснее, чем там.

И третий — бронь от армии. А что касается величины города, так это не главное. Сейчас, как и 20 лет назад, хватает молодых людей, которым важнее иметь приличный соцпакет, высокую зарплату, профессиональную самореализацию и жить в компактном удобном городе с развитой инфраструктурой.

Последние 10 лет численность населения стабильна, а это хороший показатель для таких городов, как наш. Не скрою, молодежь удержать непросто. Нет вузов, после школы многие едут в Москву, Санкт- Петербург, Иваново и часто остаются жить и работать там, где получили образование. Особой проблемы в этом нет: город невелик, у нас не так много вакансий, как бы нам ни мечталось. Главная задача — обеспечить приток молодых специалистов на градообразующее предприятие, Кольскую АЭС.

С этим мы справляемся. Коллектив обновляется, даже несмотря на то, что в атомной отрасли жесткая конкуренция за человеческий капитал: строятся АЭС в России, Турции, других странах, молодым специалистам есть из чего выбирать.

Из атомщиков в мэры

— Как вы оцениваете нынешнее состояние Полярных Зорь?

— Качество жизни повысилось значительно.

На фоне других городов региона Полярные Зори выглядят более благополучно. У нас безопасно, красиво, благоустройство на уровне, нет, как раньше, системных проблем с тепловодоснабжением.

До 2012 года активы тепловодоснабжающего комплекса находились в частных руках. Собственник не вкладывал деньги в обслуживание сетей, и часто случались аварии. Я плотно занялся этим вопросом, еще будучи начальником цеха на Кольской АЭС и депутатом городского совета. В 2012 году «Росэнергоатом» принял решение выкупить активы. Комплекс перешел в собственность дочернего предприятия концерна «Атомтеплоэлектро-сеть», а Кольская АЭС стала балансодержателем этого имущества. С тех пор ситуация радикально изменилась, проблемы с ресурсоснабжением теперь минимальны. На модернизацию потратили около 1 млрд рублей.

Инсталляция «Северное сияние» из стальных треугольников и 134 светильников установлена в конце одноименного бульвара в 2021 году. Это самая большая световая скульптура в России.

— А как вы стали депутатом?

— Я всегда занимался общественной работой. Кем только не был: председателем гаражного кооператива, председателем ТСЖ, президентом Федерации пейнтбола Мурманской области.

В 2010 году у нас были выборы в совет депутатов. Коллеги предложили мне поучаствовать. Я подумал: «Почему бы и нет?» Меня избрали, а затем я стал председателем комиссии по ЖКХ. Мне было 32 года, я был полон сил и здорово этим загорелся. А потом мэр Полярных Зорь досрочно ушел в отставку, объявили выборы — всенародным прямым голосованием. В совете депутатов встал вопрос, кому выдвигаться, старшие товарищи предложили мне. Я решил сделать своей второй профессией политику и муниципальное управление. С ноября 2013 года все это и осваиваю.

— Что было самым сложным в новой профессии?

— Первые выборы. В день минимум три встречи с коллективами разных организаций. Задавали столько вопросов! Тогда я понял, что многие мои ответы воспринимают как обещания, и мне предстоит нести ответственность за каждое слово. Остальное на фоне этого оказалось семечками. Я победил с большим отрывом (86 % голосов. — «СР»).

— Были ситуации, когда вы думали, что лучше бы в мэры и не ходить?

— В жизни любого мэра такие ситуации возникают регулярно. Глава муниципалитета часто рискует быть привлеченным к ответственности по двум статьям Уголовного кодекса РФ. Первая — бездействие, вторая — злоупотребление полномочиями. Так почему-то наше законодательство построено. Может прилететь, даже если ты действовал во благо людей.

У меня в начале первого мэрского срока было серьезное испытание. Министерство обороны внезапно отказалось эксплуатировать угольную котельную в одном нашем поселке. Мол, нерентабельно: население всего 300 человек. И случилось это на старте отопительного сезона. Запаса угля не было вообще. Я брал квадроцикл и ездил по округе, искал остатки угля на развалинах старых воинских частей. А в голове мысль: «Ладно, с углем мы разберемся, одолжим у соседей, что-то купим сами, а в котельной работать-то некому». Мы только создавали муниципальное предприятие ЖКХ. Бюджеты и тарифы не посчитаны, персонал не нанят. Заморозить поселок мне совесть не позволила. Это был жуткий стресс. Мы с замом собирались дежурить по очереди в кочегарке. К счастью, с помощью областной администрации удалось ситуацию разрулить. В отопительный сезон котельная вошла, работает до сих пор, находится в хозяйственном ведении нашего муниципального предприятия.

Горнолыжный комплекс «Салма» признан одним из лучших в европейской части России. Основная трасса длиной 1,2 тыс. м благодаря системе искусственного оснежения открывается в конце октября и закрывается лишь в середине мая.
Светла полярная ночь

— Что важнее: быть в хороших отношениях с властью высшего уровня или чтобы народ любил?

— Можно понравиться избирателям, начав критиковать власти высшего уровня, но ни к чему хорошему это не приведет. Это так же недальновидно, как игнорировать жалобы и просьбы людей. Быть в одинаково ровных отношениях со всеми, с кем взаимодействуешь, — это главное в работе муниципального управленца.

— А откуда вы узнаете, какое настроение у жителей города?

— Мониторю соцсети, комментарии, посты. У меня с десяток каналов связи, по которым мне задают вопросы.

— Есть у мэра полярного города, где мало солнца и суровый климат, особые обязательства по повышению настроения людям?

— Я давно понял, что свет — важная история. Для человека, который живет на Севере, дефицит освещенности — настоящая беда. К сожалению, только часть наружного освещения в собственности муниципалитета, остальное у Мурманской областной электросетевой компании. Мы надеемся заключить контракт, который позволит вкладывать бюджетные средства в обновление сетей. Пока модернизировали свои участки: заменили освещение всех садиков, школ, учреждений дополнительного образования и других объектов социальной сферы.

Недавно мы начали сотрудничать с частной компанией, которая занимается подсветкой зданий. Лампочка светит на слайд, изображение через линзу проецируется на стену — получается цветная картина. Как диафильмы из детства, только большущие. Световыми инсталляциями с картинами северной природы украсили три девятиэтажки, администрацию и пятиэтажки, фасады которых выходят на бульвар Северное сияние. Это теперь место притяжения для горожан. В полярную ночь всегда поднимает настроение.

Парк «Атом-остров» раскинулся у Пинозера. Это зона отдыха с пешеходными дорожками и выставкой под открытым небом. В экспозиции 60 минералов, которые добывают в Мурманской области и используют в атомной отрасли.
Снимается кино

— О чем вы, как мэр, мечтаете?

— Мы стараемся заявить о себе на федеральном и даже мировом уровне. Сотрудничаем с Агентством стратегических инициатив, подключаемся к культурным проектам «Росатома». Наша жительница Анастасия Павлова участвует в проекте «10 песен атомных городов». Моя мечта, чтобы на уровне государства утвердили преференции для городов с высоким научно- техническим потенциалом, и мы в их число вошли.

Что касается мировых самопрезентаций, у нас есть города- побратимы. Нашли точки соприкосновения через АЭС. С чешским Дукованы, как со старым атомным партнером, подписали меморандум о сотрудничестве в 2018 году, когда приехала большая делегация на Кольскую АЭС. Потом мы гостили у них. Мы интересны друг другу, потому что на наших блоках одинаковые реакторы —ВВЭР-440.

Похожая история и с армянским городом Мецамором. Там работает филиал «Атомэнергоремонта», который помогает модернизировать Армянскую АЭС, Россия участвовала в ее строительстве. С городами-побратимами мы обсуждаем, как муниципалитеты городов взаимодействуют с атомными станциями.

— Наверняка хорошим поводом заявить о себе станет юбилей Кольской АЭС, ей ведь в следующем году 50 лет.

— Мы готовимся. Огромное количество работы по благоустройству в последние два года. Все стараются успеть к юбилею. Актер и режиссер Андрей Мерзликин снимает документальное кино о станции, в августе-сентябре начнутся натурные съемки, и я должен сделать так, чтобы город сиял. Чтобы были не раскопки, а красивые виды. Мне важно, чтобы мой город заявил о себе громко, навсю страну. Я говорю это не только как мэр — за 20 лет Полярные Зори стали моей новой родиной, здесь родились мои дети. Я хочу, чтобы они гордились этим местом.

Кольская АЭС — первая станция за полярным кругом

440 млн рублей направлено в этом году на 14 проектов в Полярных Зорях в рамках соглашения о сотрудничестве «Росатома» и правительства Мурманской области


СПРАВКА

В 1968 году на месте будущих Полярных Зорь был основан поселок для строителей Кольской АЭС, в конце 1973 года он был преобразован в рабочий и получил современное название. Там построили дом культуры, универмаг, почтовый пункт, культурно- спортивный комплекс, многоквартирные дома. В 1991 году Полярные Зори стали городом. Численность населения на 2021 год — 14,2 тыс. человек. На Кольской АЭС работают около 2 тыс. горожан. Приехать в город может любой желающий, пропускной системы нет.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: