А будет ли «Мальчик»? О чем мечтали шестидесятники

На заре ядерной энергетики люди всего мира были вдохновлены безграничными, как тогда казалось, перспективами использования атома. Полет мысли авторов научно-популярных книг и статей порой затмевал творческие порывы писателей-фантастов. Наш обозреватель перечитал труды шестидесятников.

Начитанный Незнайка

«Запасы энергии внутри вещества очень велики и прямо-таки неисчерпаемы. Теперь каждый знакомый с физикой знает, что запасом энергии, хранящимся в кусочке вещества размером с копеечную монетку, можно заменить энергию, которая получается от сжигания десятков тысяч тонн каменного угля или какого-нибудь другого горючего вещества. Этому тоже никто не поверил бы в те времена, когда внутриатомная энергия еще не была открыта, но в наше время это уже никого не удивляет». Если вы давно не листали классиков отечественной детской литературы, то, скорее всего, не вспомните, что это отрывок из романа-сказки «Незнайка на Луне», изданного в 1964 году. Таким образом Николай Носов объясняет высокую мощность придуманного им энергоисточника, позволяющего локально устранять гравитацию.

Об атомной энергии сам Незнайка, не такой уж и неуч, упоминает в предыдущей книге, повести «Незнайка в Солнечном городе» (1958). По пути в Солнечный город главный герой и его друзья видят на полях разнообразную самоходную экологически безопасную сельхозтехнику с дистанционным управлением, и Незнайка спрашивает у машиниста Калачика: «А на чем эти комбайны работают — на спирте или, может быть, на атомной энергии?» Так что Незнайка, а вместе с ним, разумеется, Носов, стремились идти в ногу со временем.

Ford на атомном ходу

Военный инженер Петр Асташенков в книге «Атомная промышленность» (1956) живописал: «Серебристый автомобиль быстро мчится по широкой автостраде. Позади 300, 500, 700 км. Но водитель и не думает останавливаться для заправки машины горючим. У него в запасе несколько десятков граммов урана, а этого хватит на тысячи километров пути. Не утопия ли это? Нет, принципиально возможно построить для автомобилей двигатель, работающий на ядерном горючем. Маломощный атомный реактор этого двигателя должен содержать несколько цилиндров с поршнями. Ядерное горючее в газообразном состоянии под давлением вводится в каждый цилиндр. Поршень, перемещаясь, сжимает газ, доводит его объем до такого, что в нем начинается цепная реакция деления ядер. Выделяющаяся при этом энергия с силой выталкивает поршень, объем газа становится больше критического, реакция в этом цилиндре прекращается. И так поочередно в каждом цилиндре. В результате атомная энергия будет преобразовываться в механическую энергию движения поршней, которую легко заставить двигать машину».

Фантазии фантазиями, но в 1962 году на Всемирной выставке XXI века в Сиэтле компания Ford показала модель концепт-кара Ford Seattle-ite XXI. Для огромного шестиколесного «трансконтинентального» автомобиля предусматривался вариант использования ядерной энергоустановки. Разработал концепт известный американский автомобильный дизайнер Александр Тремулис. Атомный ход предназначался для дальних рейсов, а по городу машина с заменяемым энергоотсеком могла бы ездить на топливных элементах.

Другой зарубежный проект автомобиля с атомным двигателем, разрабатывавшийся в конце 1950-х, был ориентирован на строительство машины с мощностью 2 тыс. лошадиных сил и сногсшибательной скоростью до 900 км/ч.

Все это выглядело чересчур смело прежде всего с точки зрения обеспечения эксплуатационной безопасности, в том числе радиационной, — да и сейчас выглядит так же.

Интересно, что в середине 1950-х годов американцы всерьез было взялись за танки с атомным двигателем, но дальше концепций дело не пошло — получалось нечто громоздкое, радиационно опасное для экипажа и к тому же уязвимое. Наверное, оно и к лучшему, что затея осталась на бумаге.

Вездеход на бридере

Выдающиеся фантасты братья Аркадий и Борис Стругацкие, возможно, наслышанные об этих американских проработках, в повести «Обитаемый остров» (1969) упоминают инопланетную боевую гусеничную машину, работающую, причем в автоматическом режиме, на плутонии и лантаноидах — что, конечно, художественное допущение.

В более раннем произведении, «Страна багровых туч», рассказывающем об экспедиции землян на Венеру, Стругацкие представили читателям ядерного «Мальчика»: «Мальчик» являлся танком-транспортером высокой проходимости, предназначенным для передвижения по твердым, вязким и сыпучим грунтам и по сильно пересеченной местности, в газообразной и жидкой среде при давлениях до двадцати атмосфер и температурах до тысячи градусов, способным нести экипаж до восьми человек и полезный груз до пятнадцати тонн. Он был оснащен турбинами общей мощностью в две тысячи лошадиных сил, питающимися от компактного урано-плутониевого воспроизводящего реактора».

«Вставить» в вездеход бридер — это, безо всякой иронии, блестящая идея. Повесть была опубликована в 1959 году и проецировала сюжет на 1990-е. Кто знает, может, человечество, которое вырвется из Эры Разобщенного Мира и вступит в Эру Мирового Воссоединения (это уже историко-футурологические термины, введенные другим фантастом — Иваном Ефремовым), сумеет создать именно такие танки — не машины для убийства, а технику для освоения Внеземелья. И без ядерных и термоядерных технологий, разумеется, на качественно новом уровне, в этом деле не обойтись.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: