Тотальный английский
В инжиниринговом дивизионе «Росатома» взялись за изучение языка по программе Total English. Зачем понадобился английский и чем грозит его незнание, выясняла «СР».
Владение английским — новое условие приема на работу в АСЭ.
«У дивизиона много проектов за рубежом, и знание языка — стратегическая необходимость. Этот пункт будет даже добавлен в должностные инструкции международников»,
— рассказывает Оксана Назарова, директор по персоналу и организационному развитию АСЭ.
КОММЕНТАРИЙ
Денис Чередниченко
Генеральный директор Объединенной инновационной корпорации
При участии РМС мы подписали меморандум с индийским партнером о строительстве сети контрактных центров облучения. Сейчас мумбайский офис организовывает переговоры о подписании коммерческого контракта, помогает нам построить взаимодействие с партнером правильным образом. То есть РМС помогает понять специфику страны, дает знания о том, с кем нужно говорить, кого лучше подключить к переговорам в той или иной ситуации в зависимости от политической и экономической конъюнктуры.
«Приобретя новую компетенцию, сотрудники смогут выполнять свои задачи быстрее и качественнее — повысится производительность. А если говорить о выгодах для обучающихся, это возможность карьерного роста»,
— считает Оксана Назарова.
К разработке программы приступили в начале прошлого года. Total English базируется на лексике и речевых ситуациях, учитывающих специфику инжинирингового дивизиона. Проект стартовал летом. Для первого потока отобрали 650 человек. Их протестировали и распределили по группам в зависимости от уровня: beginner — начинающие, elementary — первая ступень, pre-intermediate — вторая ступень.
Сегодня английский «тотально» учат уже более 1,2 тыс. сотрудников. Занятия — в офисе либо неподалеку, до или после работы с частичным захватом рабочего времени. Сотрудники, которые часто бывают в разъездах, учатся дистанционно. Списки утверждает руководство, проект контролирует глава АСЭ Валерий Лимаренко.
Сейчас английским в АСЭ владеют не более 20 % участников международных проектов. Задача — обучить остальные 80 %. Руководство профинансирует развитие персонала, но потребует отдачи. Не исключено, что в случае провала квалификационного экзамена сотрудник должен будет возместить стоимость занятий. Цена курса для одного человека — 35 тыс. рублей за каждый уровень.
Обучением в аудиториях дело не ограничивается. Чтобы закрепить знания, нужно погружение в языковую среду. Для этого в офисах сделали зоны английского — English Area. Там оборудованы рабочие места, есть удобные кресла и журнальные столики. Люди могут общаться, читать журналы, смотреть англоязычные порталы. В этой зоне можно выполнять некоторые производственные задачи.
В рамках проекта составят глоссарии и список сокращений англоязычных терминов с корректным переводом. Пособие вывесят на внутреннем сайте. В некоторых подразделениях приказы, положения и прочую внутреннюю документацию решили выпускать на двух языках — русском и английском.
«Учеба мне пошла на пользу, — говорит Ксения Беляева, экономист сметно-договорного отдела производственно-экономического управления АСЭ. — Я готовлю документацию на двух языках для проекта АЭС «Аккую» в Турции. Иногда нужно созвониться с коллегами-иностранцами. Раньше, когда не было языковой практики, общаться было тяжело. Сейчас совсем другое дело».
Идею тотального изучения английского подхватил совет молодежи АСЭ. По их инициативе в офисе создан английский разговорный клуб. Домашних заданий нет, оценок никто не ставит. Формат общения — свободный. Заседания проходят еженедельно.
«Это клуб по интересам. Как люди приходят в спортзал тренировать тело, так и сюда приходят тренировать знание английского. Обсуждаем фильмы, музыку, хобби, путешествия. Производственные темы тоже не возбраняются»,
— говорит Илья Смагин, главный специалист отдела оптимизации бизнес-процессов АСЭ.
Индия — ключевой партнер российских атомщиков. Там строится АЭС «Куданкулам»: два блока пущены, на третьем и четвертом в апреле ожидается заливка бетона, согласовываются документы по пятому и шестому. Вообще, по дорожной карте, должно быть построено не менее 12 блоков российского дизайна. Индийцы выбирают площадку под вторую АЭС. При серийном заказе Россия готова провести поэтапную локализацию производства.
Кроме того, Россия планирует развернуть в Индии сеть интегрированных центров облучения. В 2016 году Объединенная инновационная корпорация (входит в «Росатом») и Hindustan Agro Co-Op подписали соответствующее соглашение. На первом этапе предусмотрено строительство семи центров.
В Южной Азии «Росатом» также реализует проект АЭС «Руппур» в Бангладеш. На станции будет два блока по 1200 МВт. Сейчас ведутся подготовительные работы.