Как создать облик будущего
Госкорпорация запускает форсайт-проект «Росатом-2040». Сторонние эксперты и сотрудники отрасли — всего почти сотня человек — в ходе дискуссии попробуют представить, каким в 2040 году будет общество, технологии, экономика, системы управления, бизнес-ландшафт. Как и где будущие мировые тренды примерят к «Росатому», выяснила «СР».
Форсайт (от англ. foresight — «предвидение») — термин далеко не новый. В 1932 году Герберт Уэллс выступил на радио с лекцией «Требуются профессора предвидения!»: «У нас есть тысячи профессоров истории и сотни тысяч студентов, анализирующих прошлое, но нет ни одного человека, который анализировал бы будущее — последствия новых изобретений и новых устройств». Первым таким профессором можно назвать самого Уэллса, который на заре ХХ века писал о расщеплении атома и ядерной бомбе, лазерных пушках, тотальной телефонизации и мировой войне.
Сегодня форсайт — это инструмент долгосрочного прогнозирования, который применяют, когда хотят достичь качественно новых результатов в сфере науки и технологий. Особенность такого формата работы — вовлечение в обсуждение большого количества людей, и это, конечно же, не профессора предвидения, а эксперты: политики, бизнесмены, ученые, специалисты-практики.
Форсайт приобрел популярность за рубежом, используют его и в России, в том числе для прогнозирования на государственном уровне, но для «Росатома» эта технология в новинку. Идея созвать экспертов для форсайта принадлежит гендиректору госкорпорации Алексею Лихачеву.
Подготовку к проекту начали после инновационной конференции руководителей отрасли «Будущее атомной энергетики», проходившей в ноябре 2016 года. Ответственным был назначен директор по стратегическому управлению «Росатома» Сергей Петров, в управляющий комитет проекта также входит замглавы госкорпорации, руководитель блока по управлению инновациями Вячеслав Першуков, руководители департаментов кадровой политики и организационного развития Дмитрий Гастен и Елена Еремеева, директор Академии «Росатома» Юлия Ужакина.
Хотя у «Росатома» есть стратегия деятельности до 2030 года, а также инновационная стратегия, формат форсайта актуален для госкорпорации как никогда.
«Мир переживает четвертую промышленную революцию, — говорит Сергей Петров. — И мы решили расширить горизонты прогнозирования. К тому же «Росатом» выходит за пределы традиционных рынков, и нужен гораздо более широкий взгляд на будущие изменения в самых разных сферах. Нас волнует не только атомная энергетика, но и энергетика в целом, развитие мировой экономики и общества. Хочется посмотреть, что к 2040 году изменится в культуре, что в управлении и организации труда, представить, в каком мире мы будем жить».
Прогноз облика «Росатома» в 2040 году планируется составить по четырем направлениям: общество и культура, технологии и макроэкономика, бизнес-ландшафт, системы управления.
Важнейшая роль отводится кадровому резерву: молодежь будет работать бок о бок с руководителями из топа-30. «Мы хотим привлечь людей, которым потом предстоит воплощать этот прогноз в жизнь: если говорить о горизонте 2035–2040 годов, то как раз 25–35-летним ребятам все это реализовывать и жить в этом»,
— объясняет логику руководитель проекта «Форсайт».
Краудсорсинг идей
Еще одним ключевым спикером станет Вячеслав Бахмин, эксперт Комитета гражданских инициатив, автор исследований по экономике совместного пользования (примеры компаний в этой сфере — такси Uber, каршеринг «Делимобиль», сервис поиска и аренды жилья Airbnb). Вячеслав Бахмин расскажет, в частности, как технологии совместного пользования влияют на производителей, потребителей, на всю нашу жизнь.
«Многое из этого наверняка не относится к атомной отрасли, но мы хотим послушать и почерпнуть идеи»,
— поделился Сергей Петров.
В качестве экспертов также привлекут представителей авторитетных консалтинговых компаний.
Чтобы и стены помогали
Вторую сессию — главный мозговой штурм с участием представителей отрасли — планируется провести в конце марта. Выводу дискуссии за привычные рамки, оценке ситуации с разных сторон должна помочь необычная обстановка. Считается, что это способствует креативному мышлению и позволяет задействовать правое полушарие мозга, отвечающее, помимо всего прочего, за интуицию. Площадкой может быть, например, музей, метро ночью, Останкинская башня и так далее — сейчас место подыскивает департамент стратегии и Академия «Росатома» (по данным «СР», основной кандидат — один из аквариумов Москвы).
«Это будет не просто обсуждение аналитических отчетов. Прозвучат мнения около 100 очень умных людей из самых разных сфер деятельности. Такое не купишь за деньги»,
— заключает Сергей Петров.
Предварительные результаты проекта планируется представить в апреле на конференции руководителей отрасли. «СР» будет следить за развитием событий.