Сила науки
В финале Всероссийского конкурса научных работ «Юниор» в МИФИ приняли участие 280 школьников. Главная награда — поездка на Intel ISEF в США. Но это еще не все. Победители «Юниора» получат льготы при поступлении в вузы. Какие проекты представили участники, с чем связаны их надежды и мечты — читайте в репортаже «СР».
Обними робота
В этом году «Юниору» исполняется 20 лет. В честь этой даты организаторы сделали расширенную трехдневную программу. В первый день был открытый показ работ, во второй — олимпиада и представление проектов жюри, в третий — подведение итогов и награждение. В состав жюри вошли представители ведущих московских вузов и специалисты РАН. На конкурс приехали представители компании Intel, «Росатома», «Росэлектроники». МИФИ вместе с госкорпорацией реализует целый ряд проектов, среди которых и «Юниор». Поддержка научной деятельности школьников — это возможность своевременно заметить таланты.
Открытие юбилейного конкурса прошло на ура. В холлах установили красочные стенды с информацией о структуре МИФИ, направлениях подготовки и исследованиях (прозрачный намек). В актовом зале показывали фильмы об институте и фотоархивы, а на первом этаже — видеоролик о «Юниоре». Гости и участники познакомились с очаровательным роботом-аниматроником KIKA. Это новая разработка российских конструкторов. С роботом можно общаться на разные темы, еще KIKA не против обняться или дать пять. Она сыпала комплиментами и охотно отвечала и на вопросы о конкурсе — истории создания, победителях, привилегиях и т. д.
Ближе к делу
«Юниор» делится на шесть секций: «Физика и астрономия», «Математика», «Робототехника», «Информатика», «Биология и экология», «Химия». Помимо презентации научных работ школьники должны были решить предметную олимпиаду. Не справишься с задачами — вряд ли станешь первым, каким бы крутым ни был твой проект. В этот раз отбор на Intel ISEF прошли три физика и математик, а также три химика и биолог.
Чтобы учителя не скучали во время предметной олимпиады, для них организовали мастер-класс по эффективной коммуникации. Им также рассказали про навыки самопрезентации. Уметь грамотно преподнести себя и свой проект, взаимодействовать с разными людьми, вести деловой разговор, мгновенно справляться со стрессом — все это поможет школьникам уверенно чувствовать себя в любой ситуации. Помочь им в этом — задача педагогов.
Позитивные участники конкурса в ожидании строгого жюри
Марсоход, камера Вильсона, шлем
Финал традиционно проходил в формате выставки научных достижений. Стоило гостям или членам жюри подойти к стенду, ребята тут же брали инициативу в свои руки и вдохновенно рассказывали о своих проектах. Интересно было наблюдать, как у них постепенно пропадала дрожь в голосе, как уверенно они сыпали терминами и подробно отвечали на вопросы.
Одиннадцатиклассник из Омска Артем Павленко хоть и не победил в «Юниоре», но на Intel ISEF все же поедет, поскольку выиграл в Балтийском научно-инженерном конкурсе (тоже проводит отбор команды на Intel ISEF). На «Юниоре» он представил прототип марсохода, который нужен, чтобы отработать базовые принципы работы настоящего. Проект уникален тем, что марсоход будет искать не жизнь на Красной планете, а место для оптимальной высадки человека и строительства базы. К слову, ни в СССР, ни в России не было ни одного успешно реализованного проекта по освоению Марса.
«Я болен космосом, — признается Артем Павленко. — В прошлом году разрабатывал спутник, до этого — беспилотники. Марсоход сделал за год. Он умеет определять препятствия и объезжать их, замерять состав атмосферы и вычислять уровень радиации. Сейчас разрабатываю устройство забора марсианского грунта, в котором впоследствии будет выращиваться картофель. До Intel ISEF хочу усовершенствовать конструкцию».
После школы Артем Павленко хочет поступить в «Бауманку», правда, для этого ему еще нужно подтянуть все предметы. А после вуза нацелен работать в «Роскосмосе» — надеется, что когда-нибудь полетит в космос.
Проект одиннадцатиклассника из Сарова Евгения Гончарова по определению размеров и концентрации капель воды в экспериментах с камерой Вильсона занял первое место в секции «Физика и астрономия».
«Конденсация играет определяющую роль во многих атмосферных явлениях — например, ураганах и торнадо, — рассказывает Евгений. — Поэтому исследования на эту тему очень актуальны».
Свои эксперименты он проводил на базе Саровского физико-технического института НИЯУ «МИФИ». Учиться Евгений Гончаров хочет в МИФИ или МГУ по направлению «ядерная физика», а работать — во РФЯЦ- ВНИИЭФ.
Екатерина Шумицкая из Курчатова, ученица девятого класса, провела расследование экологического состояния пруда-охладителя Курской АЭС. «Многие купаются в водохранилище, но в то же время ведутся споры, можно там плавать или нет, — рассказывает Екатерина. — Предположительно основная причина загрязнения пруда — теплая вода, которую ежедневно сбрасывает атомная станция. Подогрев воды ускоряет развитие некоторых организмов, появляется больше растительности, увеличивается кормовая база для рыб. Все это ведет к эвтрофикации водоема. Но измерив водно-солевой состав воды, я увидела лишь превышение содержания органических веществ. Пробы соответствуют требованиям СанПиН по микробиологическим показателям. Так как вода никогда не замерзает, на косе водохранилища сформировался уникальный микроклимат, который позволяет зимовать многим птицам. Там даже обитают животные, птицы и насекомые, занесенные в Красную книгу. Это еще одно доказательство, что экологическое состояние Курской АЭС в целом в норме».
Одиннадцатиклассница из Волгодонска Елизавета Глушко провела похожую работу на Ростовской АЭС. «У населения есть недоверие к безопасности АЭС. Бытует мнение, станция виновна в том, что в Цимлянском водохранилище превышена концентрация ионов меди в два раза, — говорит школьница. — Ионы меди оказывают пагубное влияние на рыбу и на человека, который ее потребляет. В первую очередь страдает печень. Я провела анализ воды, показала многолетнюю статистику на основе отчетов, которые находятся в открытом доступе, ходила на общественные слушания и выяснила, что Ростовская АЭС ни при чем. Дело в том, что превышение было еще до того, как построили станцию. Кроме того, оно идет еще от реки Дон, где находится множество предприятий. Местные жители, незнакомые с этой информацией, заведомо не доверяют АЭС и все возможные проблемы связывают с ней. Состояние Цимлянского водохранилища крайне тяжелое. Один возможный источник проблемы я исключила, теперь важно продолжить работу и найти истинную причину».
Елизавета Глушко хочет связать свое будущее с медициной: «Меня интересует влияние экологии на человека и человека на экологию».
Арсений Пугач и Кирилл Скородумов учатся в 11-м классе. Первый живет в Омске, второй — в Санкт-Петербурге. Ребята сделали портативный электроэнцефалограф, который позволит общаться человеку с тяжелыми поражениями центральной и периферической нервной системы.
«Когда выбирали тему, смотрели, какие проблемы наиболее актуальны и какие предлагаются решения, — рассказывает Кирилл Скородумов. — Поняли, что для людей, запертых в собственном теле, нет доступных средств общения. И мы придумали свою речевую систему».
На голову надевают шлем, система анализирует реакцию мозга на каждую букву алфавита. Человек смотрит на монитор, концентрируется на одной букве, активность мозга сопоставляется с базой, и буква выводится на экран.
«Наш прототип стоил 35 тыс. рублей, — говорит Арсений Пугач. — Если запустить массовое производство, будет дешевле».
Арсений Пугач и Кирилл Скородумов хотят помочь людям с тяжелыми поражениями нервной системы
КОММЕНТАРИЙ
Алексей Модяев
Председатель жюри «Юниора», завкафедрой информатики и процессов управления, НИЯУ «МИФИ»
СПРАВКА
За 20 лет в конкурсе приняло участие более 15 тыс. человек, сборная команда «Юниора» получила на Intel ISEF 84 награды — ребята из России каждый год занимали не только первое ‑— четвертое места, но и получали специальные призы «За выдающиеся достижения». Intel ISEF — уникальное мероприятие. В конкурсе инженерного творчества ежегодно участвует более 1,5 тыс. школьников из 80 стран мира.