Как каракури сэкономило время и повысило безопасность работы электромонтеров
Сотрудники Электрохимического завода Виталий Смоляров и Борис Хмелинин придумали устройство, которое позволяет быстро и безопасно сверлить силовые шины в электроустановках под нужным углом. Без него для проведения подобных работ пришлось бы отключать и разбирать комплектные трансформаторные подстанции наружной установки (КТПН), отвозить их в мастерскую, там делать отверстия в шинах и затем собирать электрошкафы заново.
В ходе модернизации систем электроснабжения основного производства специалисты цеха сетей и подстанций столкнулись с проблемой: к шинам КТПН необходимо было подключить дополнительные кабели, однако свободных отверстий в шинах не осталось. «Казалось бы, чего проще — взять дрель, вставить сверло и просверлить в шине еще одно отверстие нужного диаметра. Но, если заглянуть в электрошкаф, нетривиальность задачи сразу становится очевидной: толстые сдвоенные шины расположены в 30–40 см от пола, да еще и друг за другом в глубину шкафа. Сверлить вручную точно не вариант», — поясняет инженер участка эксплуатации цеха сетей и подстанций Борис Хмелинин.
Во-первых, это неудобно: работать придется практически лежа. Во-вторых, сложно обеспечить нужный угол сверловки — 90 градусов к поверхности шины. Отверстие, сделанное не под прямым углом, даже если его удастся просверлить, не обеспечит плотное и надежное болтовое соединение кабеля с шиной, а это как минимум электропотери. В-третьих, такая работа небезопасна.
«Кто сверлил медные или алюминиевые пластины, тот знает: в мягком материале сверло, стоит даже ненамного отклонить его от перпендикулярного положения к плоскости, «закусывает», — рассказывает Борис Хмелинин. — И тогда вместо сверла начинает вращаться сама дрель, вырываясь из рук. В тесном пространстве электрошкафа это чревато травмами даже при работе с шиной, ближайшей к дверце. Что уж говорить о тех, что прячутся в глубине шкафа».
Поначалу казалось, что выход один — отсоединить все кабельные линии и увезти электрошкаф в мастерскую, там разобрать его и достать шины. Затем просверлить их на станке, чтобы угол был точным, собрать шкаф, вернув шины на место, отвезти его обратно в цех и заново подсоединить все кабели. Процесс долгий и трудозатратный, если таких подстанций десяток.
Электромонтер Виталий Смоляров предложил другое решение проблемы. Он работает уже 40 лет, из них 20 — в цехе сетей и подстанций ЭХЗ и хорошо знает: собранное и работающее электросоединение лишний раз лучше не разбирать. Чтобы сверлить шины на месте, нужно было приспособление, которое может удерживать дрель точно под углом в 90 градусов к плоскости шин.
Буквально за одну рабочую смену такое устройство собрали из деталей, которые остались от давно вышедших из употребления электроагрегатов. Принцип работы этого каракури таков. Тихоходная электродрель со сверлом закрепляется в станину устройства, оно устанавливается на пол перед электрошкафом. Передняя часть под нужным углом закрепляется на опорной площадке внизу шкафа. При необходимости заднюю часть устройства можно прикрепить саморезами к полу — для этого есть отверстия. Высота положения дрели настраивается с помощью регулировочных болтов. При вращении рукоятки редуктора червячная передача и винт медленно двигают станину с дрелью вперед. За один проход можно просверлить три шины, и занимает это всего 15 минут.