Тур де ПСР: бережливое производство станет фишкой в промышленном туризме

«Росатом» начал разрабатывать туристические маршруты по отраслевым предприятиям. Акцент решено сделать на знакомстве с принципами и практикой бережливого производства, которое легло в основу ПСР. Работу госкорпорация ведет в рамках соглашения с Ростуризмом, подписанного в сентябре этого года на ВЭФе.

Классика жанра

Промышленный туризм появился в конце XIX века. Экскурсии на вискикурни, сыроварни и кондитерские фабрики привлекали новых клиентов и продвигали бренд. Сегодня для промышленных гигантов вроде металлургических заводов такие экскурсии — ​пиар-инструмент, повышающий осведомленность и лояльность местных жителей, политиков, экологов.

В СССР промышленный туризм был элементом профориентации школьников. Огромные цеха, шум оборудования, поток материалов — ​это было сродни «В гостях у сказки». За такими приглашениями стоял прагматичный расчет: предприятиям нужны сотрудники, а идти работать лучше в знакомое место.

Еще одно направление — ​туры на уже не действующие и сохранившие аутентичность предприятия. Это, например, Завод-музей истории горнозаводской техники в Нижнем Тагиле — ​с домной, цехами, кузницей и т. д. Также в Свердловской области, а она лидер по промтуризму в России, популярностью пользуется музейный комплекс «Северская домна», Минералогический музей в Мурзинке (его часть — ​выработки, где посетители могут чуть ли не голыми руками накопать себе кристаллов горного хрусталя). Уникальные промышленные музеи есть и у атомной отрасли — ​Обнинская АЭС и ледокол «Ленин».

Первый опыт

Туристическая концепция офиса ПСР напоминает советскую: не столько исторический экскурс, сколько практические знания. Первый опыт уже есть. «Люди приезжают на Ковровский механический завод знакомиться с эффектами, которые дает ПСР, — ​рассказывает начальник управления исследований и контроля производства КМЗ и работающего на его площадке филиала «Точмаша» Руслан Габбасов. — ​Для доходчивости мы создали игровой модуль: несколько рабочих мест, связанных в технологическую цепочку. Туристам предлагаем стать слесарями-сборщиками и за полчаса изготовить пять коллекторов для газовой центрифуги».

По сценарию, сначала загрузка распределена так, что один сборщик все успевает, а второй зашивается. Между делом они вводят данные в информационный стенд и проводят несложные расчеты, чтобы увидеть, как эти данные влияют на экономику всего производства. Например, если детали пошли дальше по линии, но в готовое изделие не попали, они считаются незавершенным производством, то есть денег не приносят. После первого этапа «сборщики» видят, что их игровое предприятие убыточно, и думают, что изменить. Экскурсоводы-­консультанты дают наводку — ​рассказывают о стандартизации, работе потока по времени такта, логистике деталей и т. д. «Тогда участники начинают передвигать рабочие места, считать время. Когда они понимают суть ПСР, мы все идем на производственную площадку, чтобы посмотреть, как инструменты, которые экскурсанты только что опробовали, помогают нам выполнять производственные задачи, что было раньше и как работаем сейчас. У нас производительность по сравнению с 2011 годом выросла больше чем в 2,5 раза. Разобраться, как достичь таких результатов, и есть промышленный туризм — ​а не просто прогулка зевак по цеху», — ​уверен Руслан Габбасов.

Бережливое Золотое кольцо

Ковровский механический завод — ​не единственное предприятие «Росатома», где готовы поделиться опытом применения бережливых технологий. Есть 28 объектов, которые, как сообщил куратор проекта развития производственных систем и промышленного туризма в «Росатоме» Егор Скопенко, имеют шансы вой­ти в «бережливое Золотое кольцо».

Сейчас на этих объектах идет оценка: надо выяснить, достаточно ли они безопасны для групп туристов, насколько просто получить разрешение на доступ, есть ли точки, где можно остановиться и рассказать о производстве, можно ли собрать эти точки в маршрут, есть ли варианты размещения и питания и т. д. Предполагается, что проверка завершится в первом квартале 2022 года и в конце марта — ​начале апреля уже появятся первые предложения для любителей промышленного туризма.

Маршруты готовят для двух категорий: широкой аудитории и специалистов с других предприятий и потенциальных сотрудников. Однако Егор Скопенко признает, что совместить целевые аудитории получится не везде. Например, на экскурсию в РФЯЦ-ВНИИЭФ попадут только через полгода после подачи заявки — ​вряд ли обычный турист захочет ждать так долго. Некоторые предприятия недостаточно зрелищны для широкой публики, но интересны специалистам, ответственным за организацию производства. С учетом аудитории будет варьироваться маршрут и контент.

Контуром «Росатома» офис ПСР не ограничивается, идут переговоры с более чем 30 предприятиями, которые тоже используют принципы бережливого производства. Если дирекциям заводов идея понравится, аудит проведут и у них, после чего руководитель решит, запускать маршрут или нет.

Для Ростуризма проект важен тем, что в сегменте, который пока не развивается, появится эталон. Предприятия не понимают, сколько денег необходимо вложить в адаптацию производства для туризма (покупку касок, организацию пространства и проч.). Также непонятно, вернутся ли инвестиции, — ​неизвестен спрос. Госкорпорация даст ответы из своей практики. Так, первая оценка показала, что вложения сравнительно невелики: от сотен тысяч руб­лей до нескольких миллионов. Продвижение берет на себя Ростуризм.

«Росатому» сотрудничество интересно как инструмент распространения идей бережливого производства. Также участники соглашения планируют инициировать пересмотр ГОСТа и других нормативных документов, которые регламентируют посещение туристами промышленных объектов.


ЧТО ПОКАЗЫВАЮТ В ЕВРОПЕ

Завод Volkswagen и музей Autostadt
Вольфсбург, Германия

Ежедневно здесь производят до 4 тыс. автомобилей. Посетители становятся свидетелями полной сборки машины примерно за два часа. Кроме того, в комплексе Autostadt есть тематические выставки, мультибрендовый музей ZeitHaus и 48‑метровая стеклянная конструкция для хранения новых автомобилей.

Ангар для сборки Airbus и музей Aeroscopia
Тулуза, Франция

Экскурсия по обширному заводу окончательной сборки Airbus включает производственную линию самого большого в мире пассажирского авиалайнера A380. Затем можно заглянуть в музей авиации.

Металлургический завод Voestalpine Stahlwelt
Линц, Австрия

Производитель предлагает выставку в центре для посетителей и увлекательную экскурсию по заводу на автобусах с мультимедийным оборудованием, чтобы показать процесс производства стали прямо в цехе.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: