Быть здоровым и счастливым — к деньгам: о внедрении культуры благополучия
Валентин Тимаков, глава департамента по работе с персоналом «Юникредит банка», — международный эксперт в области развития человеческого капитала и организационной трансформации. На вебинаре департамента устойчивого развития и Корпоративной академии «Росатома» он поделился опытом внедрения культуры благополучия в банке и рассказал, почему бизнесу выгодно заботиться о здоровье и настроении сотрудников.
Оцифрованное благополучие
Мировые корпорации все чаще осознанно вкладывают деньги в то, что в бизнес-практике называют well-being, или культурой благополучия человека. Она включает в себя физическое и психическое здоровье сотрудников, удовлетворение от работы, устойчивое материальное положение. Почему это важно для бизнеса? «По оценке ВОЗ, работодатели по всему миру ежегодно теряют не менее 1 трлн долларов из-за болезней сотрудников, связанных со стрессом и психическими расстройствами, — говорит Валентин Тимаков. — А если бизнес внедряет культуру благополучия, то, по подсчетам аналитиков нашего банка, в среднем доход компании на одного сотрудника растет на 22 %, стоимость акций — на 12 %, на 27 % повышается производительность труда».
Международное агентство Willis Towers Watson, изучающее вопросы, связанные с человеческим капиталом, подсчитало, что по всему миру работодатели ежегодно тратят 880 млрд долларов на страховку. Дополнительные потери из-за болезни работников сверх затрат на страховку составляют 550 млрд долларов в год.
«По мнению аналитиков из Willis Towers Watson, разница затрат на здоровых сотрудников и тех, кто регулярно болеет и не вовлечен в программы well-being (занятия спортом, поддержку физического и психического здоровья. — «СР»), кратно растет, составляя до 60 % ежегодно. Выборка в данном случае американская, на примере работников США», — поясняет Валентин Тимаков.
Как бизнесу внедрить программы повышения благополучия? Для начала важно изучить реальные потребности сотрудников, разработать систему мероприятий, которые позволят решить проблемы персонала. Необходимо оцифровать эффект, сопоставить его с финансовой и экономической отчетностью, чтобы сделать вывод, насколько мероприятия оказались полезны для бизнеса.
«Должна быть связь между тем, что мы делаем для сотрудников, и корпоративной стратегией, — объясняет Валентин Тимаков. — Если все пойдут бегать, то бизнес не должен страдать от того, что некому работать, — не должно быть мероприятий, которые негативно повлияют на бизнес-показатели».
У «Юникредит банка» есть ПО собственной разработки, которое показывает, как можно увязать финансовые показатели организации с приоритетами в области well-being. Примеры показателей — охват людей, которые регулярно занимаются спортом; снижение уровня стресса сотрудников; количество людей, которые начали сбрасывать вес. Банк готов поделиться своими наработками со всеми желающими.
Йога, психолог и автоспорт
Для своих сотрудников «Юникредит банк» регулярно организует лекции и творческие мастер-классы, проводит другие корпоративные мероприятия — например, сотрудники вместе с семьями сажают деревья. Все желающие могут создавать собственные спортивные команды и кружки по интересам, банк предоставляет для этого возможности.
«Люди должны быть вовлечены в разработку программ благополучия. Мы проводим опросы, выясняем интересы, — рассказывает Валентин Тимаков. — У нас сейчас 30 сообществ: книжный клуб, хор, спорт — бег, лыжи, шахматы… Я хожу плавать, и наши сотрудники, кто хотят, ходят плавать со мной. Три года назад мы провели автомарафон Москва — Милан. За две недели посетили 12 стран. 75 человек и 30 машин — ноль аварий. Хотим повторить в следующем году, потому что это сильно сблизило людей».
Банк предлагает поддержку психолога, групповые занятия йогой и медитацией, участие в локальных и международных спортивных соревнованиях. Проводит детские мероприятия и мероприятия для всей семьи. А еще там придумали челленджи по здоровым привычкам.
Силами амбассадоров
«Для меня стало вызовом вовлечь руководителей компаний, с которыми мы работали, в наши активности, — рассказывает Валентин Тимаков. — Продать руководителям преимущества, объяснить, что well-being — это на самом деле про деньги, бизнес и новый опыт. А далее нужно было сформировать команду энтузиастов, которые готовы заниматься изменением корпоративной культуры. В одиночку вы мир не перевернете».
«Юникредит банк» внедрял культуру благополучия через амбассадоров — команду увлеченных людей, которые стали первопроходцами и примером для остальных сотрудников. Амбассадоры ведут заметки — о том, как они занимаются спортом, как питаются, — и делятся опытом с коллегами.
ДОСЬЕ
Валентин Тимаков — старший вице-президент и директор департамента по работе с персоналом в «Юникредит банке». Председатель комиссии по развитию человеческого капитала и международному сотрудничеству Торгово-промышленной палаты РФ. Был создателем и руководителем Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, участвовал в разработке госпрограммы «Дальневосточный гектар». Соавтор книги «Срочно нужны кадры!» о советском опыте управления трудовыми ресурсами.