Держать себя в формате: как цифровизация помогла РМС во время пандемии

Одно из очевидных последствий пандемии коронавируса — ​стремительная цифровая эволюция и повсеместное использование онлайн-форматов. Особенно это ощутили компании, чьи офисы расположены по всему миру. Теперь вместо сложной логистики, многочасовых перелетов и мучительного джетлага — ​комфортный диалог по видеосвязи. «СР» выяснила, как цифровизация помогла компании «Русатом — ​Международная сеть» (РМС) сохранить темпы работы в непростое время.

Плюсы онлайна

Главная задача РМС — ​продвижение продуктов «Росатома» на международном рынке. У компании 14 региональных центров и страновых офисов. Возможности онлайн-связи в РМС используют давно, и это не только видеозвонки. Онлайн-форматов много, один из самых востребованных — ​гибридный, когда встреча проходит частично онлайн, а частично — ​очно.

Один из последних ярких примеров в практике РМС — ​общеотраслевой семинар о перспективах использования Севморпути для представителей бизнеса и органов власти Японии. Российские эксперты собрались в студии в Москве, японские — ​в токийском конференц-зале, а все, кто прошел регистрацию, могли посмотреть трансляцию на онлайн-платформе. Выступления российских специалистов записали заранее — ​это позволило избежать накладок с переводом и демонстрацией презентаций. Участники отправляли вопросы экспертам, писали комментарии на платформе, а после окончания семинара могли посмотреть его запись и скачать презентации спикеров.

Япония интересуется развитием СМП, и это понятно: во‑первых, основная часть импорта и экспорта идет морским путем, во‑вторых, изо всех стран Азии она ближе всех к Северному Ледовитому океану. Поэтому каждое выступление вызывало живое обсуждение, у японцев было много вопросов к представителям «Росатома». На семинаре присутствовали высокопоставленные сотрудники трех японских министерств, что редкость для таких мероприятий.

Выступая на семинаре, спецпредставитель «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимир Панов подвел промежуточные итоги развития Севморпути: грузопототок с 2014 по 2020 год вырос в восемь раз и достиг 33 млн т. А глава дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша напомнил об амбициозных планах «Росатома»: 20 млн т ежегодно к 2025 году, 110 млн т ежегодно — ​к 2030 году. Он рассказал о реализации плана по развитию инфраструктуры СМП до 2035 года: «На первой стадии будет создана инфраструктура, которая обеспечит круглогодичное судоходство в западном секторе Арктики. На второй стадии начнется регулярная круглогодичная навигация по всей трассе СМП. И на третьей стадии, надеемся, СМП станет международной судоходной артерией».

Цифры по использованию СМП у Японии пока скромные: в 2018 году в ее порты через Севморпуть зашли шесть судов, в 2019‑м — ​три, в 2020‑м — ​четыре. Но у страны есть многолетние наработки по развитию СМП: еще в 2015 году там впервые была утверждена «Арктическая политика», а с 2014 года действует Совет по сотрудничеству в области использования СМП, в который входят представители госведомств, промышленности и науки. Один из важных результатов работы совета — ​создание прототипа предикативной системы по обеспечению навигации на Севморпути. «Можно выбрать одну из шести моделей судна, задать точки отправления и прибытия и рассчитать оптимальный маршрут. В расчет будет приниматься расстояние, время в пути и расход топлива», — ​рассказала Макико Кубо, директор отдела политики в области океана Министерства земельных ресурсов, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии. После обсуждения прототипа с участниками совета ведомство продолжит совершенствовать систему.

Вебинары, экскурсии, конференции

Широко использовать онлайн-форматы в РМС начали в первую волну пандемии: в июне 2020 года, например, прошел вебинар для венгерских поставщиков, к участию пригласили и потенциальных европейских партнеров. В мероприятии участвовали представители Венгрии, Чехии, Франции, Бельгии и России. Для потенциальных подрядчиков проекта АЭС «Эль-Дабаа» инжиниринговый дивизион и РМС подготовили курс из 16 онлайн-лекций по закупкам и контрактации.

Иногда важно не только рассказать, но и показать — ​поэтому в практику РМС входят видеотуры. Например, провели видеотур по «Атоммашу» для промышленников из Саудовской Аравии, в котором приняли участие десятки руководителей и менеджеров ведущих производственных компаний. Мероприятие было организовано РМС совместно с «Русатом Оверсиз» и «АЭМ-технологиями».

Событие стало уникальным сразу по нескольким параметрам. Во-первых, в нем одновременно участвовали эксперты из Москвы («Русатом Оверсиз»), Эр-Рияда (офис «Русатом Оверсиз» в Саудовской Аравии), Дубая (региональный центр «Росатом» Ближний Восток и Северная Африка»), Санкт-Петербурга («АЭМ-технологии») и Волгодонска («Атоммаш»).

Во-вторых, это был первый видеотур по «Атоммашу» для зарубежных партнеров. Участники увидели термопрессовый участок, механическую обработку заготовок корпуса атомного реактора и сварку его основных частей, термическую обработку, радиографический контроль, сборку корпуса реактора и гидравлические испытания. В условиях, когда техтуры вживую невозможны, видеотур позволил познакомить саудовских коллег с уникальными технологическими возможностями ведущего предприятия российского атомного машиностроения.

В режиме онлайн проводятся не только экскурсии. В июне этого года «Росатом» выступил основным спонсором VIII Международного саммита по ядерной энергетике (NPPES‑2021) в Турции. Участники разместили материалы о своих проектах, технологиях и продуктах на виртуальных стендах, а посетители могли общаться со специалистами компаний в чате. Цифровая экспозиция «Росатома» вызвала большой интерес у участников саммита. Госкорпорация провела две сессии в рамках деловой программы первого дня саммита, слушателями стали сотни делегатов NPPES.

Посетители таких мероприятий ценят возможность не только послушать доклады, но и обсудить с коллегами актуальные вопросы. И онлайн-формат такую возможность дает: в рамках деловой программы саммита специалисты департаментов закупок «Аккую Нуклеар» и российско-турецкого СП «Титана‑2» «Идж Ичташ Иншаат» провели более 50 двусторонних онлайн-встреч формата B2B с иностранными компаниями. Это позволило потенциальным поставщикам напрямую уточнить все детали закупочных процедур «Росатома».

Полтора года, которые отрасль прожила с пандемией, в очередной раз показали, что вызовы — ​это новые возможности. Конечно, меры по борьбе с коронавирусом, самоизоляция, удаленка изменили форматы работы, но не сказались на ее темпах и объемах. Сегодня благодаря новым форматам количество мероприятий приближается к тому, что было до пандемии, подчеркивают в РМС.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: