Екатерина Федорова из СНИИП: «Я часто представляла себя в роли Лары Крофт»

Екатерина Федорова — ​начинающий техник-программист, работает в СНИИП. Мастер спорта по стрельбе из пистолета, была членом сборной России, сейчас — ​сборной Москвы. Как сочетаются точные науки и точные выстрелы, она рассказала «СР».

В детстве мне нравились боевики, где много стреляют. Я часто представляла себя в роли Лары Крофт, которая всегда попадала точно в цель. Мама обратила на это внимание и предложила заняться спортивной стрельбой. В 12 лет я попала в московский клуб ДОСААФ России. Первым тренером была Надежда Арифулина. А потом начались соревнования.

Будучи ребенком, я не осознавала масштаб турниров, в которых участвовала. На первых соревнованиях нужно было выполнить по 30 выстрелов из пистолета Марголина. Это пятизарядный спортивный пистолет, использующийся на дистанции 25 м. Несмотря на волнение, я испытывала огромный интерес, ведь это происходило со мной впервые. Каждое попадание в мишень было уже победой, а за промахи никто не осуждал. Тогда я заняла третье место и сразу получила третий юношеский разряд.

На других соревнованиях я стреляла из пистолета ИЖ-ХР‑30. Он более профессиональный, у него выше точность. Работала и с Pardini — ​итальянские пистолеты, одни из лучших в мире.

Стрельба — ​удивительный вид спорта, где ты сам себе враг. Бывают случаи, когда выходишь на старт и, кажется, ничто не мешает попасть в цель, но идет промах за промахом. Здесь важно найти золотую середину: нельзя слишком сосредоточиваться, нужно расслабить тело и позволить ему делать то, что оно умеет, то, что уже делало сотни раз на тренировках, и тогда хороший результат не заставит себя ждать.

Был ряд соревнований, когда мне стало очевидно, что годы тренировок прошли не зря. Например, в 2018 году наша команда только начала набирать обороты, как из-за проходящего тогда чемпионата мира по футболу нам по требованиям безопасности запретили стрелять на два месяца. После этого на соревнованиях я выступила плохо, что могло бы спровоцировать дальнейшие проигрыши, но на Спартакиаде молодежи собралась и заняла третье место. Дальше начались всероссийские соревнования в Адыгее, и именно они стали для меня судьбоносными. Нам нужно было выполнить упражнение со стандартным пистолетом МП‑60 на дистанции 25 м. Я не заняла призовое место, но показала результат мастера спорта международного класса. Раньше я никогда так хорошо не выступала и поняла, что, несмотря на пятое место, для себя я уже победитель.

Все пошло не так, как я представляла в детстве. Никаких активных перестрелок, только ты и мишень — ​один на один. Естественно, на соревнованиях трудно не волноваться, но первое, чему учит стрельба, — ​самообладание и невозмутимость, ведь с трясущимися руками и бушующими мыслями в голове ничего не добьешься. Поэтому и в работе моя подготовка помогает быть терпеливее и сосредоточиваться на конкретных целях, отстраняясь от мыслей и переживаний.

Один из главных навыков в стрельбе — ​устойчивость. Без стояния вхолостую с пистолетом не обходится ни одна тренировка

Говоря о твердости руки, я бы применила слово «устойчивость». В это понятие входит не только удержание пистолета, но и закрепление всего тела. Устойчивость помогает мне ездить в любом транспорте, не держась за поручни. Шучу! Если серьезно, то устойчивость позволяет лучше контролировать тело в пространстве, легче даются статические упражнения. Навык вырабатывается многократными повторениями одних и тех же действий, в стрельбе ​это стояние вхолостую с пистолетом, обязательная часть тренировки.

Передо мной, как и перед многими спортсменами, стоял выбор — ​посвятить жизнь спорту или строить карьеру в другом направлении. 2018 год выдался непростым. Я оканчивала Московский государственный университет пищевых производств, и нужно было думать, что делать дальше. Судьба решила за меня: тренеры сборной России предложили мне стать членом команды, а от таких возможностей не отказываются.

Спустя год в сборной мой интерес к стрельбе слегка утих, пришло время применить свой диплом. По образованию я технолог бродильных производств и виноделия, но, к сожалению, с этой профессией не сложилось. В Москве производство спиртных напитков и тем более вин не развито, для работы сомелье в хороших ресторанах нужен колоссальный опыт, который просто негде приобрести.

Я уже отчаялась, решила, что в этом мире нет профессии, которая могла бы мне понравиться. Внезапно в голову пришла мысль о программировании. Со мной начал заниматься друг семьи, он объяснил все азы, и вскоре мы приступили к первым квадратным уравнениям. Все это было увлекательно, но поистине я вдохновилась, когда поняла алгоритм действий, и уравнения начали решаться сами собой. Конечно, этих знаний для настоящей работы было недостаточно, поэтому я окончила специальные курсы в учебном центре при МГТУ им. Баумана.

СНИИП — ​это первое место, где мне удалось применить свои навыки, сейчас я техник-программист.

Мне нравятся точные науки, а помимо точности в программировании необходим креатив. Главное — ​я нашла свое призвание, и институт пришелся мне по душе. У меня интересные и разнообразные задачи. Сейчас, например, разрабатываю сервер для специализированного тренажера на языке программирования Go.

Работу и соревнования сочетать на самом деле не так уж и легко, потому что работа занимает 90 % времени и не предполагает гибкого графика, а соревнования иной раз длятся неделю и больше. Я выбираю определенные соревнования, на которых нужно выступать, чтобы входить в сборную Москвы и иметь возможность выезжать на чемпионаты и кубки России.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: