Море не беда: как идет ликвидация ядерного наследия на Крайнем Севере

Норвегия, соседка России по Баренцеву морю, уже почти четверть века принимает участие в работах по ликвидации радиационно опасных объектов в северо-западной части Российской Арктики. Тем, что уже сделано, и планами до 2028 года поделились участники 24‑го заседания Совместной российско-норвежской комиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды.

«Ядерная и радиационная безопасность — ​одно из приоритетных направлений нашего сотрудничества с Россией. Пока существуют источники загрязнения, которые могут воздействовать на здоровье и окружающую среду на Крайнем Севере, существует и необходимость продолжения долгосрочного сотрудничества», — ​заявил госсекретарь МИД Норвегии Эудун Халворсен. По его словам, Норвегия и Россия регулярно обсуждают планы по мониторингу окружающей среды и анализу рисков для безопасного управления морскими ресурсами в Баренцевом море и в целом на Крайнем Севере.

Безопасные базы

Главная новость свежего отчета «Росатома» — ​вывезено все отработанное ядерное топливо плавтехбазы «Лепсе». «Окончательно ликвидирована ядерная угроза этого радиационно опасного объекта, вызывавшего серьезные опасения местных жителей и общественных организаций из-за последствий произошедшей в 1984 году радиационной аварии», — сообщил директор «Росатома» по государственной политике в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО Олег Крюков.

11 июня теплоход «Серебрянка» доставил на мурманскую площадку «Атомфлота» последние 19 отработанных тепловыделяющих сборок. Всего их было выгружено 620. По плану в 2022 году носовую блок-упаковку от судна перевезут в пункт долговременного хранения в губе Сайда. Кормовая блок-упаковка уже там.

Важное направление деятельности «Росатома» по очистке Арктики — ​утилизация подводных лодок. По данным руководителя проектов международной технической помощи Центра международных программ и проектов в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО «Росатома» Анатолия Григорьева, уже утилизировано 120 атомных субмарин из 123, выведенных из состава ВМФ. 123 реакторных отсека размещены на береговое хранение.

Губа Андреева, говорит Анатолий Григорьев, остается наиболее важным радиационно опасным объектом на северо-западе Российской Арктики. В 2021 году в эшелон с ядерным топливом был включен контейнер с шестью поврежденными сборками, которые не позволяли реабилитировать здание № 5 — ​это бывшее хранилище, бассейн с ОТВС, который в 1982 году дал течь. Тогда же было принято решение о выгрузке ОЯТ в три емкости из-под ЖРО. Почти все сборки выгрузили в эти емкости, но шесть поврежденных оставались лежать на дне.

В общей сложности из губы Андреева вывезли около 40 % размещенного на базе ядерного топлива и около 30 % РАО. Задачи 2021 года — ​разработать технологию выгрузки дефектного ОЯТ из емкости 2А и выгрузить исправное ОЯТ из емкости 2Б. Работа уже начата. Также готовят к вывозу твердые радиоактивные отходы, начато обследование и разработка проекта реабилитации здания № 5. Из Гремихи, где хранится отработанное ядерное топливо с АПЛ, уже вывезено около 900 ОТВС.

По данным на конец 2020 года, в северо-западной части Российской Арктики накопленная активность была снижена с 5,7 МКи до 4,94 МКи. Больше всего РАО и ОЯТ вывезли из губы Андреева (393 кКи) и с «Лепсе» (336 кКи). Из Гремихи вывезли материалы суммарной активностью 29 кКи.

Внимание, лодки

Норвежская сторона интересуется также подъемом затонувших и затопленных объектов. «Хорошо, что Россия изучает возможность подъема затонувших и захороненных радиоактивных объектов в Карском и Баренцевом морях. Это большой объем работ, требующий тщательной оценки рисков и воздействия на окружающую среду в дополнение к поиску технических решений. Мы положительно оцениваем направленную в ЕБРР инициативу «Росатома» по расширению сотрудничества и включению в него изучения возможности поднять две АПЛ. Мы хотим участвовать в дальнейшем диалоге по этому вопросу», — ​подчеркнул Эудун Халворсен.

Речь идет об атомных субмаринах К‑27 и Б‑159. Обе лодки по совокупности параметров считаются наиболее опасными объектами, лежащими на дне российского сегмента Северного Ледовитого океана.

Россия рассматривает организационные вопросы: необходимо выбрать, кто будет отвечать за работы по подъему этих АПЛ. На согласовании находится проект распоряжения президента. В нем заказчиком работ по проекту определен «Росатом», исполнителем — ​«Атомфлот», головной научной организацией — ​НИЦ «Курчатовский институт».


СУБМАРИНЫ НА ДНЕ

Трагедия с подводной лодкой Б‑159 случилась уже после того, как ее вывели из боевого состава ВМФ в мае 1989 года. В 2003 году во время буксировки на судоремонтный завод «Нерпа» в Мурманской области она затонула вблизи острова Кильдин. Девять из десяти членов экипажа, находившихся на лодке, погибли.

На АПЛ К‑27, единственной построенной по проекту 645 ЖМТ (с жидкометаллическим теплоносителем), в мае 1968 года произошла радиационная авария, погибли девять человек. Спустя месяц все оборудование, включая реакторное, было законсервировано. Судно вывели из эксплуатации и поставили на прикол на базе в Гремихе. Лишь в апреле 1980 года было принято решение затопить лодку. Реакторный отсек залили изолирующим составом, а поверх него — ​битумом. Он препятствует попаданию морской воды к радиоактивному оборудованию. В сентябре 1981 года АПЛ затопили в Карском море возле полуострова Степовой.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: