Отраслевой акселератор поможет ЯОК нарастить производство гражданской продукции
Директор по гражданской продукции ядерного оружейного комплекса Денис Анищук — о том, как отраслевой акселератор превратит идеи сотрудников в успешные бизнес-проекты, а дивизион с их помощью нарастит производство гражданской продукции.
— Сколько сейчас проектов предприятий ЯОКа участвуют в пилотном цикле акселерации?
— У нас на первый цикл акселерации — сбор заявок проходил с 15 февраля по 25 июня — было подано 39 заявок, из которых мы отобрали 10. Одна из них была внешняя — поступила от МГТУ им. Баумана и касалась создания производства металлокомпозитных баллонов по новым технологиям. Проект можно было внедрить на предприятии ЯОКа, но эта работа не сложилась. В конечном итоге осталось девять проектов, позже отсеялись еще три. Надеемся, три-четыре из оставшихся будут реализованы с хорошим бизнесэффектом.
— В этом году сколько еще циклов акселерации планируется запустить?
— На один цикл акселерации мы потратили полгода. Собственно, у нас есть полгода на то, чтобы провести еще два цикла. Мы считаем, что скорость будет расти.
— На ваш взгляд, какие направления будут наиболее востребованы для ЯОКа в новом цикле акселерации?
— В этом году на европейских отраслевых форумах, в том числе на Петербургском международном экономическом форуме, главными темами нашей отрасли эксперты называли водородную и «зеленую» энергетику, а также накопители. Это три глобальных тренда, которые определяют технологическое развитие практически всех компаний. Нельзя их не учитывать. Однако у нас есть компетенции практически по всем новым направлениям «Росатома». Поэтому спектр направлений, по которым могут предлагаться проекты, весьма велик.
— Как вы считаете, от кого получите больше проектов: от сотрудников предприятий ЯОКа или от внешних партнеров?
— Очень хочу надеяться, что мы со своим потенциалом — а у нас в структуре два центра и пять институтов — привлечем больше заявок в акселератор, чем компании вне нашего контура. Поэтому прогнозирую, что количество внутренних заявок победит. Но здесь нет какой-то соревновательной цели. Если извне придет большое количество заявок, тоже хорошо. К тому же мы с акселератором проговаривали возможность привлечения внешних команд — это один из механизмов, которые мы протестируем в новом цикле.
Мы столкнулись с проблемой: часто у команды есть классная идея, которая решает большую научно-техническую проблему, но докрутить ее до четкой потребности клиента, сформировать уникальное ценностное предложение этот коллектив не может. Поэтому мы понимаем, что проще привлечь со стороны тех, кто имеет навык проведения переговоров, взаимодействия с клиентами, понимание маркетинга — таким образом легче продвинуть идею.
— Могут ли проекты, прошедшие акселератор, стимулировать выполнение КПЭ предприятий по производству гражданской продукции?
— В этом и следующем году большую долю карты КПЭ составляет рост выручки по новым направлениям. Чтобы его обеспечить, мы поставили перед собой амбициозную задачу — получить 10 проектов со средним объемом потенциальной выручки 500 млн рублей по каждому, то есть получается, что 5 млрд рублей потенциальной выручки к концу года должно быть сформировано. Эти показатели будут основной частью ключевых показателей эффективности по росту гражданской продукции.
— Что может стимулировать сотрудников подавать заявки в акселератор?
— Я верю в увлеченность коллег, которые работают на наших предприятиях. В их понимание задач, которые стоят перед нашей отраслью. Я также верю в командность и сознательность. И просто в желание сотрудников приложить усилия к докручиванию до бизнес-проекта родившихся у них идей.
— Эксперты, наставники помогают дорабатывать проекты команд?
— Здесь несколько уровней экспертов и наставников. Во-первых, внутри дирекции ЯОКа есть отдел по гражданской продукции, сотрудники которого сопровождают цикл акселерации, работают с заявками и командами. Во-вторых, есть департамент развития научно-производственной базы ЯОКа, который уже с технической точки зрения помогает докручивать те или иные идеи и сопровождает команды в процессе реализации этих идей. В-третьих, есть специалисты в самом акселераторе — один эксперт ведет два проекта. Плюс каждая идея имеет отношение к продуктовой стратегии или направлению, по которым уже существует интегратор — он тоже может быть привлечен для рыночной, технической экспертизы.
— Какая поддержка предусмотрена для участников и победителей?
— Это методологическая поддержка экспертов, про которых мы уже говорили. Также акселератор выплачивает участникам среднюю заработную плату, оплачивает командировки. Это помощь как предприятиям, которые тем самым облегчают свой фонд оплаты труда, так и команде, участники которой получают гарантированно оплачиваемое время для работы над проектами. Плюс если идея проходит первый этап акселерации, то на втором этапе команде при необходимости могут выделить финансирование на создание прототипа.
— Карьерный рост будет?
— Руководители предприятия, кадровые службы имеют возможность наблюдать за специалистами, которые участвуют в акселераторе. И карьерный рост для них, конечно, предусматривается.
— С какими основными сложностями сталкиваются команды, представляющие проекты?
— Самая большая сложность — организация команд для проработки идеи. Часто участники не готовы к проведению переговоров, не могут сформулировать уникальное ценностное предложение, которое нужно донести до клиента, а лучше до нескольких клиентов. Для этого нужно развивать отдельные навыки. Но к третьему циклу акселерации мы надеемся решить эту проблему за счет возможности, как я уже говорил, подключения внешних команд.
ОБ АКСЕЛЕРАТОРЕ
Сбор заявок нового цикла — с 1 июля по 13 августа
Информация о направлениях, критериях отбора и форма заявки — на сайте ih.rosatom.ru
Задайте вопрос эксперту акселератора: ba@rosatom.ru