Гендиректор НИИЭФА Евгений Сакадынец: «Работа на ИТЭР стала для института хорошей рекламой»
Петербургский НИИЭФА им. Ефремова занимается водородной энергетикой, ведет переговоры о поставках оборудования для американского токамака и планирует поработать с облученными графитовыми кладками. О традиционных и новых направлениях работы института рассказывает гендиректор Евгений Сакадынец.
ДОСЬЕ
Евгений Сакадынец родился 2 января 1976 года. Окончил МИФИ, кандидат экономических наук. С 1996 по 2011 год работал на электромеханическом заводе «Авангард»: занимался финансово-экономической деятельностью, возглавлял планово-производственный отдел. С 2012 по 2017 год — замдиректора по экономике, замдиректора завода — начальник отделения планирования и экономики РФЯЦ-ВНИИЭФ. С 2017 по 2020 год — гендиректор «Красной Звезды», замдиректора по производству РФЯЦ-ВНИИЭФ. С октября 2020 года — гендиректор НИИЭФА.
— НИИЭФА создает первый в России стендовый комплекс для испытаний оборудования для среднеи крупнотоннажного производства СПГ. Как продвигается эта работа?
— Стендовый комплекс мы построим к 31 июля 2021 года, в декабре испытаем первые насосы. Кроме стенда НИИЭФА создаст центр сертификации СПГ-оборудования, которое мы планируем испытывать: насосов, детандеров и компрессоров. В будущем займемся испытанием изоляционных материалов, которые используются при строительстве СПГ-танкеров. Сейчас эти материалы закупаются за рубежом, но уже есть производители, желающие изготавливать их в России.
— Расскажите о последних результатах работы института.
— Выручка НИИЭФА по итогам 2020 года увеличилась на 25 % и составила 4,5 млрд рублей. Около 65 % приходится на работы по проекту ИТЭР. Мы поставляем в ИТЭР сверхпроводниковую катушку полоидального поля PF1, 100 % компонентов систем электропитания сверхпроводниковых обмоток, это свыше 3 тыс. т оборудования, расположенного в пяти зданиях на площади порядка 15 тыс. м2. Кроме того, 36 патрубков вакуумной камеры, которая является «сердцем» токамака, а также энергонагруженные внутрикамерные компоненты, контактирующие с плазмой. В апреле 2021 года НИИЭФА завершил коммутационные испытания прототипа системы защитного вывода энергии из сверхпроводящих обмоток тороидальной магнитной системы ИТЭР. Система защитного вывода энергии — это одна из самых сложных и ответственных систем в поставках оборудования для международного проекта от России.
Работа на ИТЭР стала для института хорошей рекламой. К нам теперь постоянно обращаются немцы и чехи — заказывают электромагниты для своих токамаков. Недавно поступило предложение о сотрудничестве по проекту американского токамака SPARC, который планируется разместить на северо-востоке штата Массачусетс. Нас просят изготовить для проекта такую же сильноточную и высоковольтную коммутационную аппаратуру, какую мы делали для ИТЭР.
— Какова стоимость этого заказа?
— Если договоримся, то получим многомиллиардный заказ. Но о точных цифрах говорить пока рано.
— С 2024 года доля работ НИИЭФА на ИТЭР сокращается. Что придет на замену?
— Наш институт выступит в роли главного конструктора токамака с реакторными технологиями, который сооружается на площадке ТРИНИТИ в Троицке. Мы разрабатываем серию электромагнитов для нового международного проекта PETRA IV исследовательского центра DESY в Германии. Источник синхротронного рентгеновского излучения PETRA IV — гигантский рентгеновский микроскоп, он позволит изучать различные химические и физические процессы. Например, можно будет рассмотреть структурные компоненты живых клеток, исследовать различные процессы на молекулярном уровне.
Кроме того, НИИЭФА совместно с ИЯФ им. Будкера СО РАН и РФЯЦ-ВНИИЭФ участвует в создании синхротронного ускорительного комплекса. Еще с Курчатовским институтом планируем разработку и серийный выпуск электромагнитов ускорителей заряженных частиц для проекта «СИЛА» — принципиально нового синхротрона, который позволит получать уникальные данные о структуре и свойствах веществ на уровне отдельных атомов.
— А новые направления бизнеса?
— У нас много интересных новых направлений, любое из них может дать кратное увеличение выручки уже через два-три года. Создаем электромагниты и системы управления для поезда на магнитной подушке, в декабре подписали с администрацией Ленобласти протокол о намерениях сотрудничества — разработаем пилотный проект магнитолевитационной пассажирской магистрали. Разрабатываем элементы системы электродвижения для подводного флота, собираемся создать свой электродвигатель. Планируем использовать наши технические решения при проектировании исследовательских судов. Еще одно интересное направление — выделение радиоактивного изотопа 14С из графитовых кладок, оставшихся от реакторов РБМК. Сейчас их нельзя утилизировать из-за слишком долгого периода полураспада 14С — 5,7 тыс. лет. Никто не знает, что делать с этим наследием.
— Что вы предлагаете?
— Выделить из десятков тысяч тонн накопленного графита несколько десятков тонн 14С, а графит использовать дальше. Мы разрабатываем соответствующую технологию, совместно с Радиевым институтом создаем исследовательскую установку. Работу завершим за пару лет. Согласитесь, получится неплохой вклад в экологическую работу «Росатома».
— Какие опытно-конструкторские работы в части водородной энергетики выполняете?
— Ученые НИИЭФА предложили плазменный способ разложения природного газа на водород и другие составляющие при помощи СВЧ или дуговых источников плазмы. Получаемый таким способом водород будет «зеленым», так как производится без участия кислорода и это не сопровождается вредными выбросами. Пока эта работа находится на стадии лабораторных исследований и поиска инвесторов.
Есть еще один проект — производство метано-водородных смесей и водорода радиолизом, путем обработки природного газа электронным пучком. Чтобы реализовать такое производство, достаточно на трубу с природным газом установить ускоритель НИИЭФА. На входе в трубу будет попадать природный газ, а выходить — метано-водородная смесь или водород, в зависимости от нужд потребителя.
— Сколько человек сейчас работает в НИИЭФА?
— В штате работает 1,5 тыс. человек, из них 37 % достигли пенсионного возраста. Нужно думать о сохранении базы знаний и развитии системы наставничества. Планируем в 2021 году принять на работу 70 молодых специалистов. Готовы предоставить им интересную и разнообразную работу. Нам всем ее хватит надолго.