Новые бизнесы АЭМ выходят на экспортную прямую

Согласно стратегии «Атомэнергомаша», к 2030 году не менее 50% выручки должно приходиться на неатомные сферы бизнеса. При этом стратегические показатели можно будет обеспечить только при значительном увеличении прямых экспортных продаж.
По экспортным возможностям неатомные сферы бизнеса «Атомэнергомаша» можно условно разделить на три группы. Первая — продукты, которые АЭМ уже экспортирует (оборудование для тепловой энергетики и спецстали). Во вторую группу входят продукты, которые продаются в основном на российском рынке, но имеют неплохие экспортные перспективы. Третья группа — новые продукты дивизиона.

Энергетика на экспорт
Старейшая сфера деятельности «Атомэнергомаша» — тепловая энергетика. На оборудовании «ЗиО-Подольска» до сих пор работает часть энергомощностей России и других стран СНГ.
«В России модернизация основного энергетического оборудования идет медленно, поэтому АЭМ ориентируется на географически близкие рынки бывшего СССР, а также государств,
планы которых предусматривают масштабное строительство генерирующих мощностей. Это Бангладеш, Индия, Вьетнам, страны Южной Америки, Африки»,— говорит директор по тепловой энергетике «Атомэнергомаша» Сергей Шатохин. В СНГ один из основных партнеров холдинга — Казахстан. Это и понятно: в стране порядка 20 ГВт энергомощностей, часть которых была введена во времена СССР. С сентября прошлого года инжиниринговая компания «ЗИОМАР», «дочка» «Атомэнергомаша», занимается модернизацией оборудования Kazakhmys Energy. А недавно подписано соглашение с компанией «Казахстан-инжиниринг», благодаря которому АЭМ рассчитывает расширить участие в проектах энергетической и нефтегазовой отраслей. Это соглашение лежит в русле стратегии «Атомэнергомаша» в области сотрудничества с EPC-подрядчиками, работающими на экспорт: налаженные отношения позволяют АЭМ встроить свое оборудование в их предложения зарубежным заказчикам.
Высоко востребованы на мировом рынке спецстали «Атомэнергомаша». В 2015 году 48 % контрактов по ним были из-за рубежа. «Энергомашспецсталь» на постоянной основе поставляет прокатные валки для заводов ArcelorMittal. В Индию ЭМСС отгружает слитки для последующего металлургического передела и готовые изделия. Например, для Bharat Heavy Electricals в этом году предприятие сделает гидровал и ротор турбины низкого давления. В 2015 году «Энергомашспецсталь» изготовила для General Electric свыше 1 тыс. т роторов ветрогенераторов, а в этом году отгрузила заготовки валов роторов в Данию по заказу AH Industries.

ВЛАДИМИР СМИРНОВ:
«СПЕЦИАЛЬНО ПОКУПАТЬ
ОБОРУДОВАНИЕ
У НАС ТОЛЬКО ПОТОМУ,
ЧТО ОНО РОССИЙСКОЕ,
НИКТО НЕ БУДЕТ. ЧТОБЫ
РАЗВИВАТЬСЯ, НАДО
СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ, ПРИ
КОТОРЫХ МЫ ИНТЕРЕСНЫ
ЗАКАЗЧИКУ»

К слову, продукция АЭМ для ветроэнергетики в ближайшие годы станет использоваться и в России. В конце 2015 года «Росатом» выиграл конкурс на сооружение 610 МВт ветрогенерирующих мощностей в нескольких регионах. По условиям конкурса производство большей части элементов ветряков должно быть локализовано в России, и основным поставщиком будет «Атоммаш» в Волгодонске.
С прицелом на будущее
Направления экспорта, которые«Атомэнергомашу» еще предстоит развить, — это оборудование для нефтегазохимических производств и продукты для судостроения. «Нам есть что предложить зарубежным заказчикам в газонефтехимии, — говорит Александр Ранцев, первый заместитель гендиректора АЭМ по атомной энергетике и новым бизнесам. — Возможно, в контексте экспорта рассмотрим судостроение и другие отрасли промышленности».
Отличный шанс нарастить компетенции по части изготовления оборудования для газонефтехимии представился холдингу после введения экономических санкций. Российские нефтегазовые компании, до недавнего времени полагавшиеся на импорт, начали искать поставщиков на родине. Следуя за рынком, «АЭМ-технологии» освоили производство осесимметричных клапанов для «Газпрома», а «ЗиО-Подольск» наладил производство не выпускавшегося до сих пор в России холодильника технологического газа. Кроме того, ЗиО первым аттестовался в проекте строительства завода Shell по производству сжиженного природного газа на Сахалине. «Атомэнергомаш» предполагает нарастить выручку по газонефтехимии с 1,1 млрд рублей в прошлом году до 1,78 млрд рублей в этом. Но директор «Атомэнергомаша» по газонефтехимии Владимир Смирнов отмечает: «Специально покупать оборудование у нас только потому, что оно российское, никто не будет. Чтобы развиваться, надо создать условия, при которых мы интересны заказчику».
Судостроение в холдинге — направление значительное, но пока развивается исключительно на российском рынке. В 2015 году портфель заказов вырос почти на 19 млрд рублей и превысил 57 млрд рублей. Прочные позиции ОКБМ им. Африкантова в области судового реакторостроения, а также возможности предприятий дивизиона позволяют «Атомэнергомашу» стать в перспективе одним из ведущих поставщиков оборудования для отечественного ледокольного флота и ВМФ: реакторов, корпусного оборудования, систем контроля и управления, заготовок и комплектующих. Отметим, что госпрограмма развития судостроения предполагает строительство более 100 судов до 2030 года.
В числе новых видов бизнеса, которые развивает АЭМ с прицелом на будущее, — комплексные предложения по подготовке воды для энергетических и промышленных объектов, установки утилизации твердых коммунальных отходов и опреснительные установки. В опреснении «Атомэнергомаш» может претендовать на солидную долю более чем солидного рынка: по данным Global Water Intelligence, за последние 15 лет сегмент опреснительных систем вырос с 2,5 млрд до 50 млрд долларов и, по прогнозам экспертов, может достичь 2 трлн долларов к 2030 году.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: