«Росатом» планирует снизить количество происшествий и несчастных случаев
Два года назад «Росатом» присоединился к международному движению за нулевой травматизм — Vision Zero (VZ). Провозглашенный в 1997 году в Швеции принцип недопустимости принятия ДТП как неизбежного зла быстро превратился в универсальную концепцию культуры безопасности. Теперь это глобальная кампания по профилактике несчастных случаев, в том числе на производстве.
Культурный подход
Концепция Vision Zero, разработанная Международной ассоциацией социального обеспечения, была представлена 4 сентября 2017 года в Сингапуре, на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда. Тогда же партнером кампании стал Минтруд России.
Для «Росатома» точкой отсчета нового проекта по развитию культуры безопасного поведения в отрасли было получение сертификата VZ в 2019 году. «Мы глобальная компания и играем по правилам глобального рынка, берем лучшие в мире практики в охране труда. В то же время мы будем делиться и своим опытом в этой сфере, нам точно есть что сказать», — заявил тогда гендиректор госкорпорации Алексей Лихачев.
Подход Vision Zero объединяет три направления: безопасность, гигиену труда и благополучие всех сотрудников не только в рамках рабочих процессов, но и дома.
Директор Центра развития культуры безопасности Академии «Росатома» Иван Полищук поясняет, что у программы три направления: общеотраслевые мероприятия по безопасности труда, обучение руководителей и рядовых сотрудников, системная работа с пилотными организациями. Сейчас таких организаций девять: «Маяк», ЭХП, «Атоммаш» (вступили в программу в 2019 году), ВНИИНМ, «Петрозаводскмаш», НЗХК, ЦКБМ, «Центротех», ГХК (вступили в 2020-м). В этом году участниками станут еще три предприятия, к 2024 году будет 21.
Как стать участником VZ
Руководитель компании должен написать письмо-заявку в Центр развития культуры безопасности Академии «Росатома». Затем в компании начнется трехлетний цикл по внедрению культуры безопасного поведения. Методика включает 12 шагов: независимую диагностику, формирование дорожной карты, промежуточные исследования и др.
Дорожная карта составляется под конкретное предприятие в течение первого года — ее тестируют в пилотных подразделениях. Затем план распространяется по остальным подразделениям.
Один из главных факторов — отношение руководителя. Создатели программы уверены: именно его интерес, готовность к диалогу с сотрудниками позволят добиться устойчивых результатов. «Не на всех пилотных участках мы идем равномерно, — признает Иван Полищук. — Здесь имеет значение, насколько вовлечен руководитель подразделения. Его задача — быть амбассадором безопасности, суметь объяснить, что такое культура безопасного поведения и почему она так важна».
Золотые правила
В Vision Zero семь золотых правил, ключ к их соблюдению — атмосфера открытости и доверия. Оценить атмосферу нужно уже на первых этапах работы на предприятии. Прежде всего — интервью с первым лицом. Руководитель рассказывает о ситуации в компании, о своих ожиданиях. Затем — анкетирование сотрудников и независимая диагностика. Их сравнение нередко дает неожиданный результат. По словам разработчиков проекта, иногда в анкетах сотрудники дают более радужную оценку ситуации, в отличие от руководителей — и даже в отличие от того, что сами потом лично рассказывают. В некоторых случаях причина в том, что люди боятся открыто говорить о безопасности. Это значимый индикатор — и такое отношение нужно менять.
Среди ключевых инструментов — доска решения проблем, остановка небезопасных работ (стоп-карты), блог руководителя по вопросам безопасности, расследование происшествий без последствий. «Главный эффект, которого мы ждем от проекта, — это отсутствие смертельного и тяжелого травматизма на пилотных предприятиях, — говорит Иван Полищук. — Дальше мы будем распространять этот опыт. Вторая задача — снизить количество происшествий и несчастных случаев за конкретный период. В мае 2021 года первых трех участников ждет этап независимой диагностики зрелости культуры безопасного поведения. Тогда же появятся первые официальные итоги».