В «Росэнергоатоме» к решению рутинных задач привлекают роботов
В работе любой организации есть задачи, не требующие творчества, но отнимающие у исполнителей массу времени и сил. В «Росэнергоатоме» к выполнению таких задач активно подключают программных роботов.
В «Росэнергоатоме» на стезе роботизации бизнес-процессов дальше всех продвинулся блок управления персоналом (БУП), где использовать роботов начали еще в 2019 году.
Упрощать жизнь людей
Провайдер новой технологии — «Консист-ОС», интегратор и центр компетенций дивизиона в области информационных технологий. Его программный робот для построения отчетов по эйчар-метрикам стал первым успешным примером роботизации в «Росэнергоатоме».
«Эйчар-метрики — это массив данных о персонале: его численности, количестве больничных, выданных за год, и проч. Робот преобразует эти данные в диаграммы, графики и таблицы и помещает в презентацию, — рассказывает Константин Руденко, руководитель проекта департамента повышения эффективности «Росэнергоатома». — Раньше это делал человек, и весь процесс занимал до трех рабочих дней. Робот справляется за 30–40 минут. Сейчас он находится в БУПе уже в промышленной эксплуатации. Убедившись, что это работает, мы стали развивать идею роботизации и других процессов».
Два года назад в блоке управления персоналом тестировали еще одного робота, работавшего с так называемыми заявками на отсутствие. Эксперимент не удался, но опыт оказался полезным.
«Если сотрудник покидает офис в течение дня, он должен отметить причину отсутствия на внутреннем портале — допустим, у него рабочая встреча или посещение врача, — объясняет Константин Руденко. — Иногда люди забывают это сделать заранее. Коллеги решили роботизировать подачу таких заявок: сотрудник, находясь уже вне офиса, отправляет данные роботу, а тот сам формирует заявку и пересылает на портал. Но на деле сформулировать данные для робота оказалось сложнее, чем все сделать самому: нужен был определенный порядок слов и проч. Это показывает, каким вообще должен быть робот — понятным и простым в использовании. Его главная задача — упрощать жизнь людей».
Принимаются заявки
По словам Константина Руденко, в последнее время роботизацию в «Росэнергоатоме» продвигает исключительно спрос — идет постоянный поиск идей, какие процессы можно роботизировать. «Есть несколько источников для этого, — рассказывает он. — Первый, самый простой, — прямая заявка. Рутинные, часто повторяющиеся задачи регулярно приходится выполнять помощникам руководителей. Примеров много: рассылка напоминаний о предоставлении информации к еженедельному совещанию, контроль поручений в Единой отраслевой системе электронного документооборота и т. д. Это важная работа, но она не слишком креативная и содержательная. Сейчас у нас в департаменте повышения эффективности ее выполняет робот. Кстати, это одно из решений, которые легко распространить и на другие подразделения — тот же контроль поручений, к примеру, ведется везде, и, как мы доказали, его вполне можно переложить на робота».
Два других источника идей для роботизации — проект «Защита функций», который проходил в блоке управления персоналом «Росэнергоатома» в 2018–2019 годы, и ежегодные конференции специалистов концерна по работе с персоналом HR Tech Lab. Первый позволил выявить наиболее трудозатратные и рутинные операции и функции, а в ходе HR Tech Lab были собраны заявки от эйчар-специалистов АЭС и дочерних обществ на создание роботов для выполнения конкретных задач.
Обработать «Человека года»
Программный робот будет обрабатывать заявки, поданные на конкурс «Человек года «Росатома». Их сбор завершился 1 марта.
«Заявок много, их нужно проверять, сортировать, формировать таблицы, определять ответственных из числа руководителей, — говорит Константин Руденко. — Коллеги, которые прежде делали это вручную, описали свои действия, и первичную обработку заявок мы роботизировали».
Описание процесса — важнейший этап создания программного робота: чем подробнее описана операция, которую нужно роботизировать, тем легче это сделать.
«Помните, я рассказывал про робота, который собирает информацию к еженедельным совещаниям? От появления идеи до финального тестирования продукта прошла всего неделя. Процесс создания другого робота, который сравнивает параметры процесса управления персоналом в центральном аппарате концерна и на АЭС, длится уже полгода. Скорость разработки зависит от целого ряда причин — не только технических, но и организационных, — отмечает Константин Руденко. — Сложнее всего роботизировать процесс, за который никто раньше не брался из-за его трудоемкости, — просто потому, что некому детально его описать».
К концу 2020 года только в блоке по управлению персоналом «Росэнергоатома» внедрили 12 программных роботов. Они позволят сэкономить около 3,5 тыс. рабочих часов за год. По итогам работы последней сессии HR Tech Lab, которая была посвящена роботизации процессов управления персоналом, поступило 48 заявок на создание роботов для конкретных задач. Большая часть уже в разработке.
Павел Козлов
Директор департамента повышения эффективности, «Росэнергоатом»
— Новые продукты и рынки, а также необходимость сокращения удельных постоянных затрат требуют от каждого сотрудника сфокусироваться на главном в работе, на том, что действительно добавляет ценность для потребителей и повышает эффективность деятельности. При этом каждый из нас на своем рабочем месте совершает массу рутинных операций, затрачивая на это огромное количество бесценного времени. Программа роботизации способна существенно сократить такие трудозатраты и в перспективе избавить от них сотрудников, позволив потратить высвободившееся время на действительно важные, стратегические задачи, а также профессиональное развитие.