Робот-танк, умный квадрокоптер и лаборатория в морском контейнере: спасатели-атомщики обновили оборудование

Аварийно-технический центр «Росатома» откроет филиал во Владивостоке, об этом «СР» сообщил гендиректор АТЦ Андрей Сорокин. Кроме того, есть планы создания филиала в Певеке. Это повысит скорость реагирования на чрезвычайные ситуации с радиационным фактором. Мы узнали, как устроена лаборатория в контейнере, какое оборудование спасатели планируют использовать на Севере и зачем берут мазки с корпуса атомохода.

К Арктике лицом

Арктическая зона РФ и Дальний Восток развиваются стремительно, поэтому МЧС создает систему аварийной готовности и реагирования в районе Севморпути. Атомные спасатели, в свою очередь, планируют открывать филиалы там, где расположены ядерно и радиационно опасные объекты (ЯРОО).

Первый и пока единственный арктический филиал АТЦ «Росатома» открыт в Мурманске в 2016 году. «Начинали с пяти человек, сейчас там 38 сотрудников, — ​рассказывает Андрей Сорокин. — ​Функций и задач все больше, прорабатывается вопрос о дополнительных площадях для хранения техники. В арктических условиях радиационная разведка, санитарная обработка персонала, дезактивация техники, подводно-технические аварийно-спасательные работы — ​сложные задачи, требующие особой подготовки спасателей и специальных аварийно-спасательных средств». Планируется и дальше развивать Мурманский филиал, преобразовать его в региональное аварийно-спасательное формирование.

Зона ответственности этого филиала — ​Мурманская и Архангельская области. В Мурманской области работает 11 потенциально опасных в ядерном и радиационном отношении предприятий. Из них четыре входят в «Росатом»: «Атомфлот», Кольская АЭС и предприятия Федерального экологического оператора.

Филиал АТЦ откроется во Владивостоке. На Дальнем Востоке находится, например, центр по обращению с радиоактивными отходами «ДальРАО» и судостроительный комплекс «Звезда», который построит головной атомный ледокол «Россия» проекта 10510. «Сейчас занимаемся техническими вопросами, создаем дорожную карту по открытию филиала, где будет работать около 70 человек, — ​говорит Андрей Сорокин. — ​Параллельно прорабатываем вопрос о формировании второго арктического филиала в Певеке, где работает плавучий энергоблок «Академик Ломоносов».

Лаборатория в контейнере

Специалисты АТЦ разрабатывают и внедряют новое оборудование для работы в труднодоступных районах и в морских акваториях. Совместно с Институтом проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ РАН) АТЦ разработал мобильную лабораторию контейнерного типа (МЛК).

Первая такая лаборатория находится в головной организации в Петербурге. Выглядит МЛК как стандартный 20-футовый контейнер для морских перевозок, но внешность обманчива. «Здесь от контейнера только форма и габариты, да столбы с крепежными элементами стандартного типа. Остальное — ​заново разработанная конструкция, — ​объясняет начальник радиометрического отделения АТЦ «Росатома» Александр Важенин. — ​У нашей МЛК есть четыре выдвижные опоры. С их помощью контейнер можно поднять на 2 м, что позволяет проводить разгрузку и погрузку без использования крана».

Лабораторию можно использовать в арктических условиях: она имеет утепленные стены и тройную систему обогрева. «Автономное отопление дизельного типа, инфракрасные панели и приточно-вытяжная вентиляция с дополнительным обогревом, — ​перечисляет Александр Важенин. — ​В лаборатории можно работать при наружной температуре воздуха ниже –30 °C».

Машина разведывательной группы оснащена спектрометром, дозиметром-радиометром и устройством отбора проб воздуха

Лаборатория оснащена современным оборудованием, с помощью которого можно быстро изучить образцы воды, пищевых продуктов и кормов животных. Предмет особой гордости — ​полупроводниковый детектор на основе сверхчистого германия, он отличается высоким энергетическим разрешением и высокой эффективностью регистрации излучения. Детектор оснащен охладителем закрытого типа с жидким азотом, что увеличивает эксплуатационные показатели и обеспечивает устойчивую работу устройства.

МЛК состоит из трех отсеков: тамбур, отсек приема проб и лаборатория с оборудованными рабочими местами для двух человек. «Есть все необходимое, чтобы вести автономную работу на загрязненной территории. Пробы и образцы поступают внутрь через специальную систему шлюзов, что минимизирует взаимодействие персонала с окружающей средой. Снаружи на МЛК установлены видеокамеры, которые обеспечивают обзор на 360 градусов» — ​рассказывает Александр Важенин.

Проверить порт

В сентябре и октябре 2020 года в МЛК исследовали пробы воды, взятые в морском порту Санкт-Петербурга — ​в то время там находился атомный контейнеровоз «Севморпуть». Контроль радиационной безопасности морских портов при заходе и стоянке в них судов с ядерными энергетическими установками — ​новое направление деятельности АТЦ «Росатома».

Пока контейнеровоз стоял у причала, спасатели ежедневно отбирали пробы воды из акватории порта и отправляли в лабораторию. Кроме того, по специальной методике брали мазки с корпуса судна. «Небольшим куском ткани, по структуре похожей на марлю, крест-накрест проводили по выбранным участкам корпуса. Затем ткань помещали в пакет и передавали на исследование в лабораторию», — ​описывает процесс Александр Важенин. Превышения допустимой концентрации радиоактивных веществ в пробах и мазках не было зафиксировано. На всякий случай спасатели провели противоаварийные тренировки с сотрудниками порта и членами экипажа.

Спасатели умеют работать с любым сложным оборудованием

И еще немного о морских контейнерах. В них спасатели размещают не только лабораторное, но и другое важное оборудование, которое может понадобиться для работы на выезде: приборы радиационной разведки и контроля, аварийно-спасательные инструменты, средства индивидуальной защиты и многое другое. Размещение оборудования в морских контейнерах упрощает его погрузку и перевозку, повышает скорость аварийного реагирования.

«Просто танк»

В ближайшее время спасатели АТЦ «Росатома» испытают в арктических условиях новый роботизированный комплекс (РТК) тяжелого класса. Семитонную машину, похожую на экскаватор, изготовил воронежский производитель спецтехники «Интехрос».

«Это просто танк. Может работать на любом ландшафте, при любых погодных условиях, — ​рассказывает инженер по аварийно-спасательным работам АТЦ «Росатома» Сергей Костин. — ​РТК предназначен для проведения демонтажных работ после техногенных и природных ЧС, для разбора строительного мусора, обслуживания объектов инфраструктуры. Машиной можно управлять дистанционно, на расстоянии до 1 км. На корпусе РТК установлено пять видеокамер, а также детектор для измерения уровня радиации».

На манипулятор РТК можно устанавливать навесное оборудование. Например, грейферный захват для перемещения предметов весом до 3 т, барабанную фрезу для проходки траншей и выемки мерзлого грунта, гидромолот для измельчения асфальтобетонных конструкций, гидроножницы для резки стальных конструкций, ковш для выемки грунта, погрузки и разгрузки сыпучих материалов.

В полет над Арктикой

Еще одна новинка, которая скоро отправится в Мурманский филиал, — ​беспилотный комплекс авиационной радиационной разведки и мониторинга. Это промышленный квадрокоптер, на котором закреплен автономный детектор ионизирующих излучений, имеющий собственный канал связи с базовой станцией. «Ключевые задачи детектора — ​определять свою геолокацию в режиме реального времени и фиксировать значение радиационного фона на карте, — ​говорит Сергей Костин. — ​Квадрокоптер может выполнять полеты при ветре до 15 м/с, при умеренных и средних осадках, а также в условиях низких температур, что нехарактерно для подобной техники». Детектор сделан из ударопрочных материалов — ​даже если квадрокоптер заденет кроны деревьев и упадет на землю, он не разобьется и данные будут сохранены. Квадрокоптеры в Арктике порой единственное средство для проведения радиационной разведки и мониторинга окружающей среды, объясняет Александр Важенин.

Максимальная высота полета — ​5 км, за полчаса можно исследовать до 1,5 км². На квадрокоптер устанавливается тепловизионная камера наблюдения, это позволяет проводить визуальную разведку местности и даже искать людей. «На учениях коптер за 10 минут обнаружил нашего сотрудника, который специально спрятался в зарослях», — ​доволен Сергей Костин.


СПРАВКА

Система аварийного реагирования в области использования атомной энергии была создана в 1993 году. К счастью, после Чернобыля серьезных катастроф в нашей стране не случалось, но это не значит, что спасатели сидят без дела. Они участвуют в масштабных противоаварийных учениях и научных экспедициях, сопровождают опасные грузы, контролируют радиационную обстановку и проводят водолазные работы.

Система включает в себя АТЦ «Росатома» (в его составе — ​головная организация в Петербурге, Нововоронежский, Северский, Глазовский, Мурманский филиалы и Центр аварийно-спасательных подводно-технических работ «ЭПРОН» в Московской области), аварийно-технические центры РФЯЦ-ВНИИЭФ в Сарове и РФЯЦ-ВНИИТФ в Снежинске, Центр робототехники и аварийного реагирования ВНИИА в Москве, Отдельный военизированный горноспасательный отряд ППГХО в Краснокаменске, а также нештатные аварийно-спасательные формирования предприятий и организаций «Росатома».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: