ПИК вышел на энергетический пуск, БРЕСТ получил лицензию на строительство
Год науки и технологий в России начался энергично. 8 февраля президент страны Владимир Путин дал старт пуску исследовательского реактора ПИК — самого мощного на планете источника нейтронов, а 10 февраля Ростехнадзор выдал лицензию на сооружение первого в мире опытно-демонстрационного энергоблока с реактором на быстрых нейтронах БРЕСТ-ОД‑300.
На заседании Совета по науке и образованию Владимир Путин дал команду специалистам ПИЯФ: «Прошу вывести реактор ПИК на энергетический режим работы».
ПИК, одна из мегасайенс-установок нацпроекта «Наука», предназначен для изучения нейтронов, нейтронного излучения, объектов микромира, для других фундаментальных и прикладных исследований. Он поможет создать новые материалы и технологии в энергетике, разрабатывать лекарства и биомедицинские технологии.
Президент Курчатовского института, в который входит ПИЯФ, Михаил Ковальчук отметил, что энергопуск не состоялся бы без участия «Росатома». «Наши специалисты из «Атомтехэнерго» и «Атомэнергоремонта» вывели установку на минимально контролируемый уровень мощности, затем провели физпуск и теперь энергопуск», — напомнил глава госкорпорации Алексей Лихачев на торжественном заседании «Наука в комплексной программе РТТН», которое прошло в Москве 9 февраля. Подробнее об этом — в ближайшей «Лаб. СР».
10 февраля — еще один исторический день для атомной науки. Ростехнадзор после нескольких лет проверки проекта подписал лицензию на сооружение опытно-демонстрационного блока с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем БРЕСТ-ОД‑300. Он разрабатывался в кооперации институтов «Росатома» с Курчатовским институтом и РАН. Установка уникальная и инновационная: для обоснования ее безопасности пришлось разрабатывать новые федеральные нормы и правила. «Лицензию мы получили с обременением, — пояснил руководитель проектного направления «Прорыв», спецпредставитель «Росатома» по международным и научно-техническим проектам Вячеслав Першуков. — Нас обязали провести множество обосновывающих НИОКР, но они могут выполняться одновременно с сооружением реактора. Исследовательские работы продлятся до окончания строительства».
БРЕСТ-ОД‑300 — ключевой элемент опытно-демонстрационного энергокомплекса, сооружаемого на площадке СХК. ОДЭК также включает в себя модуль фабрикации-рефабрикации (МФР) смешанного нитридного уран-плутониевого ядерного топлива и модуль переработки ОЯТ. МФР уже вовсю строится.
ПИК называют научным долгостроем: реактор сооружают с 1970-х. Лицензия Ростехнадзора, кажется, избавляет БРЕСТ от такой перспективы: документ позволит незамедлительно начать полномасштабное строительство. «Здорово, что даже такой консервативный институт, как Ростехнадзор, проникся идеологией технологического лидерства и активно продвигает развитие новых технологий и инновационных решений», — подчеркнул Вячеслав Першуков.
«Получение лицензии надзорного органа — всегда процесс очень непростой, тем более когда речь идет о принципиально новой технологии, — говорит Евгений Адамов, научный руководитель проектного направления «Прорыв». — Речь идет не просто о блоке с быстрым реактором — у нас и теплоноситель инновационный, и невиданная доселе интегральная компоновка, и физика другая, и топливо иное, чем в действующих натриевых быстрых реакторах. Мы подали проект на согласование в 2015 году и вот наконец получили лицензию. Но это не значит, что проблем больше нет. Любая лицензия сопровождается условиями. У нас сотни замечаний. К тому моменту, когда мы пойдем за лицензией на право загрузки ядерного топлива в БРЕСТ, мы должны снять все вопросы и для регулятора, и для себя».
Физпуск БРЕСТа запланирован на 2026 год, ПИК заработает на полную мощность в 2022-м.