Батарейка на тритии и заживление трещин: лучшие проекты конкурса «Инновационный лидер атомной отрасли»

Конкурс «Инновационный лидер атомной отрасли» отметил 10-летие онлайн: из-за пандемии финал прошел в интернете. Организаторы и участники говорят, что лучше так, чем никак. Плюсам и минусам зум-защиты, лучшим проектам типа самозаряжающегося аккумулятора и заживления трещин, а также преимуществам среднего возраста участников посвящен этот материал.

В этом году в конкурсе в основном новички. Так, инженер-технолог Сибирского химкомбината Иван Гайдай знал об «Инновационном лидере» давно — еще когда финал проводили на форуме «Форсаж». «Проект, который я представляю, зародился в 2016 году, но тогда и презентовать-то было нечего, — рассказывает он. — Добившись значительных успехов в конце прошлого года, принял решение наконец продемонстрировать свою разработку».

Инженер-исследователь «Химпроминжиниринга» Антон Клам вообще раньше не участвовал в отраслевых конкурсах, но странный 2020 год многих сподвиг попробовать что-то новое. «Прежде всего, я хотел получить оценку моей работы от профильных экспертов», — говорит Антон Клам.

Количество и качество

«Мы получили 116 заявок от представителей 59 отраслевых организаций. Это несколько меньше, чем в прошлом году, — отмечает ответственный секретарь конкурсной комиссии Марина Николаева. — Заявительная кампания прошла в самый пик локдауна, а мы знаем, что, по статистике, о конкурсе узнают от коллег, при общении. Информационные доски и рассылка важны, но еще важнее рекомендация участника прошлых лет. Тем не менее конкурс состоялся. Более трех заявок на призовое место — это нормально».

На качестве заявок карантин не сказался: не было ни одного откровенно слабого и неинтересного проекта, говорит куратор конкурса, руководитель направления научного блока Павел Сушков. «В этом году немного совсем молодых участников, в основном специалисты 30–35 лет, — отметил он. — И они представили проекты, которыми занимаются не один год. Эти работы отличает высокий уровень технологической детализации».

Сила зума

Организаторы до последнего не знали, получится ли провести очно традиционную образовательную часть и финал. Эпидемиологическая обстановка все же вынудила перенести встречу в Сеть. «В рамках финала проходит не только защита проектов, но и Школа лидеров и коммуникационные сессии, на которых участники общаются с экспертами и учатся представлять себя и свои проекты, — рассказывает Павел Сушков. — Есть хорошие технические решения для проведения удаленных мероприятий. Онлайн-платформа даже дает ряд преимуществ. Например, чтобы организовать работу в группах, достаточно одной операции в Zoom — за несколько секунд участник подключается к нужному онлайн-кабинету. Так же быстро все собираются на пленарное заседание. Но надо сказать, онлайн-формат предъявляет более высокие требования к программе, сценарию и техническому оснащению — нужны запасные каналы связи и т. д.».

В этом году хедлайнером Школы лидеров стал пресс-секретарь гендиректора «Аккую Нуклеар» Василий Корельский. «У него уникальный опыт построения корпоративной и публичной коммуникации. Василий Корельский провел мастер-класс по онлайн-выступлениям и дал каждому участнику обратную связь после презентации и задание для работы над ошибками. Это хорошая практика», — говорит Павел Сушков.

«Обучение перед защитой — большой плюс, — соглашается финалист конкурса, начальник лаборатории синтеза и исследования новых материалов «НИИграфита» Егор Данилов. — Мы делали ролики, презентации, и их можно было демонстрировать уже через полчаса после получения задания, поскольку у каждого под рукой был компьютер. Василий Корельский сделал общий разбор наших тренировочных выступлений — многим это очень помогло в ответственный момент».

«Первый день продемонстрировал дух конкурса. Я поначалу думал, что нужно будет просто презентацию показать, но нас ждали интересные задания и работа с утра до вечера», — говорит Анатолий Марков, инженер-физик с Нововоронежской АЭС.

«Цифрянка» с содержанием

«Портфель заявок этого года я бы назвала сбалансированным — примерно одинаковый процент заявок, связанных с машиностроением, топливом, атомной энергетикой, ядерной и радиационной безопасностью, — говорит Марина Николаева. — В прошлом году был вал заявок по цифровым решениям, но чувствовалось, что это скорее дань моде. Теперь тоже немало «цифровых» заявок, но они более содержательные».

Анатолий Марков с Нововоронежской АЭС представил программное средство «Перестановки» для составления графика перегрузки реакторов ВВЭР. «Цель проекта — сделать жизнь человека удобнее, — объясняет он. — Компьютеры есть на каждом рабочем месте, и возникает иллюзия, что одно их наличие приводит к автоматизации труда. На самом деле зачастую человек продолжает пользоваться бумагой и ручкой, потому что других инструментов для выполнения того задания, что ему поручили, например график перегрузки активной зоны, у него нет. Для специфических работ нужны специфические программы и специфический функционал. Идеи такого функционала генерирует моя коллега Кира Залетных, а я уже пытаюсь реализовать их в программном коде».

Артем Веденин из «Атомэнергоремонта» разрабатывает VR-тренажер, моделирующий ремонт оборудования АЭС. Антон Буковецкий с Горно-химического комбината — способ оценки эффективности систем физзащиты на базе компьютерной модели. Сотрудник Сибирского химкомбината Андрей Булавинов создает программный модуль визуализации и учета вывода оборудования в ядерно безопасное состояние. Специалист «Гидропресса» Александр Николаев разрабатывает инновационную методику расчетного обоснования безопасности реакторов ВВЭР с учетом маневренных режимов.

Залечить трещины

Начальник лаборатории синтеза и исследования новых материалов «НИИграфита» Егор Данилов руководит разработкой пленочных композиционных пьезодатчиков для высокоразрешающей медицинской диагностики. «Пьезоматериалы используются в устройствах, которые преобразуют энергию перемещения в электрический сигнал и наоборот. Это очень нужно для разных звуковых и ультразвуковых устройств — акустических колонок, аппаратов УЗИ, для исследований колебаний конструкций, сейсмографии и подводных исследований, систем охраны, — поясняет Егор Данилов. — Мы заменяем крупные и тяжелые керамические датчики, которые часто влияют на режимы колебания конструкций за счет собственной внушительной массы, легкими и тонкими полимерными пленками. Мы можем подстраивать чувствительность и свойства пленки под область применения, поскольку вместо чистого полимера делаем композит, что позволяет заодно и удешевить датчик».

Проект инженера-исследователя Антона Клама из «Химпроминжиниринга» — полимерные модификаторы трещиностойкости со сложной морфологией типа «ядро-оболочка» для эпоксидных смол. Композиты на основе эпоксидных смол применяются в ветроэнергетике, автомобиле-, судо- и авиастроении, а также в производстве спортивного инвентаря. Эти материалы легкие и прочные, но у них есть недостаток: если целостность поверхности нарушается, изделие начинает терять прочность. В «Химпроминжиниринге» придумали вводить в эпоксидную смолу наполнители, которые «залечивают» трещинки, не дают им распространяться. «Мы наработали партию модифицированной трещиностойкой смолы для физико-механических испытаний», — говорит Антон Клам.

Самозаряжающаяся батарейка

Продолжает будоражить умы ученых эффективная и недорогая ядерная батарейка. Начальник научно-исследовательского отдела разработки технологий и оборудования для получения изотопов и изотопной продукции ВНИИНМ Александр Аникин представил уже реализованный проект источника питания на тритии для авиации и космоса (мы подробно писали об этом здесь).

Все более актуальными становятся исследования в области рециклирования ядерных материалов. «Сейчас уран после реакторов перерабатывают, — рассказывает о своем проекте Иван Гайдай. — Приполучении оксидов из регенерированного урана образуются высокоактивные ЖРО. Наша технология позволяет переработать регенерированный уран до оксидов и азотной кислоты. При этом вообще не образуются ЖРО, а кислоту можно использовать. Мы с коллегами из Радиевого института сделали аппарат, наработали опытную партию, 5 т оксидов, и перевели их в гексафторид урана».

Бизнес-трек

Впервые в этом году был организован специальный трек для проектов по новым бизнесам. «Тема востребованная, — говорит Павел Сушков. — Мы хотели, чтобы инноваторы попробовали сформулировать и продумать идеи для новых бизнесов».

В треке представили пять проектов: способ получения неразъемного соединения деталей из разнородных материалов; усовершенствованный комплекс пассивных систем аварийного охлаждения активной зоны для перспективных реакторов типа ВВЭР; прецизионный регулятор с предсказательным блоком для программируемых логических контроллеров; отсечение участка трубопровода АЭС методом заморозки для быстрого вывода в ремонт дефектного оборудования; оптоволоконная система измерения мощности дозы гамма-излучения и плотности потока бета-излучения в труднодоступных местах. Проекты оценивало отдельное жюри — топ-менеджеры «Росатома» и дивизионов, отвечающие за развитие новых бизнесов. Все идеи признали интересными, но ко всем без исключения участникам была одна и та же претензия: не продумана бизнес-модель. «Первый опыт показал, что интерес и готовность к таким проектам есть, но для того, чтобы интерес перерос в реальную инициативу, требуются новые компетенции, и их надо развивать», — считает Павел Сушков.

Надежда на офлайн

Имена 35 финалистов конкурса «Инновационный лидер — 2020» опубликованы на портале innov-rosatom.ru. Авторы 20 лучших проектов получат по 200 тыс. рублей, остальные — по 55 тыс.

И организаторы, и участники рассчитывают, что в следующем году появится возможность личной встречи. «У онлайна есть минусы, в первую очередь нехватка невербальных средств коммуникации», — отмечает Егор Данилов. «Дома и стены помогают, но, когда представляешь проект, хочется видеть реакцию вживую, — говорит руководитель направления Института реакторных материалов Денис Бутаков. — В любом случае конкурс дал мне возможность познакомиться с коллегами с других предприятий. Я получил представление о том, какие инновационные разработки ведутся на предприятиях «Росатома» и как эти разработки могут быть полезны мне, как они могут быть задействованы в моем проекте».


КОММЕНТАРИИ ЖЮРИ

Николай Манцевич
Заместитель гендиректора АО «Прорыв»

— Несколько лет назад мы сформулировали слоган конкурса — «Люди на фоне проектов»: на первом плане авторы и разработчики. Благодаря «Инновационному лидеру» мы узнаем людей, с которыми можно работать при внедрении технологий. Относительно трека, ориентированного на генерацию новых продуктов, — мне кажется, если мы идем в бизнес, нужно расширять возможности для развития компетенций по коммерциализации.

Антонина Бариева
Старший менеджер департамента управления инвестиционной деятельности, «Росатом»

— Мой совет всем участникам конкурса: как можно раньше начинайте плотное взаимодействие с заказчиками. Так вы минимизируете риск в своей разработке пойти не туда, взяться не за те проблемы, которые на самом деле стоят перед отраслью. Понятно, что на начальной стадии сложно думать о рынке, экономический эффект считать во многом бессмысленно. Но не забывайте о заказчике. Пусть вы не понимаете, по какой цене продадите ему продукт, но вы должны понимать, какую проблему заказчика решаете.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: