В добрый Севморпуть: на новом атомоходе «Арктика» подняли флаг
В церемонии 21 октября принял участие глава кабмина РФ Михаил Мишустин. В Мурманске, где получил прописку ледокол, температура уже давно ниже нуля, с моря дует пронизывающий ветер. Но для ледового судна такие «минусы» — слабое подобие арктических морозов.
Русский путь в Индию
«Сегодня к нам пришло «молодильное яблочко» — так назвал новую «Арктику» заместитель гендиректора «Росатома», глава дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша. Человек он открытый, веселый, говорит просто и увлекательно. «Мало кто знает, что именно писал при Иване III посланник Герасимов про русский путь в Индию», — заинтриговал Рукша участников церемонии приемки судна, имея в виду посла Дмитрия Герасимова — весьма образованного для своего времени дипломата. Тот докладывал царю, что Северная Двина впадает в столь обширное море, что, придерживаясь правого берега, можно морским путем попасть в Китай и Индию — «если в промежутке не встретится какой-нибудь земли». Много позже подтвердилось, что земли в промежутке нет, но судоходству препятствуют льды. И лишь в XX веке северный путь покорили ледоколы.
Сначала на полюс
«Арктику» построили на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге по заказу «Росатома». Закладка состоялась 5 ноября 2013 года, спуск на воду — в июне 2016-го. Это флагман проекта 22220 («четыре двойки ноль» — так называют его судостроители), на сегодняшний день самый большой и мощный в мире ледокол. Он предназначен для проводки судов, в том числе крупнотоннажных, по Северному морскому пути. На чистой воде может развивать скорость до 22 узлов, расчетный срок службы — 40 лет.
«Этот атомоход не зря называют универсальным, — рассказал Вячеслав Рукша. — Он двухосадочный. Вот, к примеру, стоящий рядом с «Арктикой» «Таймыр» — мелкосидящий, его строили для работы в мелководных устьях полярных рек. «Арктика» же прекрасно может работать и в открытом океане, и на реке Енисей на маршруте до Дудинки, и в Обской губе до мыса Каменный».
Ледокол вышел из Санкт-Петербурга 22 сентября, обогнул Скандинавский полуостров и, оказавшись в наших северных морях, взял курс строго на север. 3 октября в 18:00 по московскому времени «Арктика» достигла географической точки Северного полюса.
«Поход на полюс был запланирован, но до поры до времени не было желания много говорить об этом», — признался гендиректор «Атомфлота» Мустафа Кашка. Действительно, судно новое, поход первый, моряки — люди суеверные. Рейс от Балтики до Северного полюса, а оттуда в Мурманск прошел успешно. Хотя арктические льды оставили автографы на корпусе атомохода — местами содрана краска.
Два капитана
На «Арктике» находились два капитана: Олег Щапин сдавал судно, полученное на Балтийском заводе, Александр Спирин принимал. Оба имеют огромный опыт работы на атомоходах. Спирин начинал службу в атомном флоте еще на старой «Арктике» — той, что первой в мире покорила Северный полюс в надводном плавании. Потом ходил на ледоколе «Советский Союз», был капитаном «России».
«Новая «Арктика» показала себя с самой хорошей стороны, нареканий нет ни к технике, ни к экипажу, — рассказал Александр Спирин журналистам. — Что касается ледовой обстановки, то сейчас она не такая суровая, как в конце зимы и весной. Лед по пути к полюсу был толщиной 1–1,2 м. Иногда встречались торосы по 2–2,5 м, но мы их без проблем преодолевали. Ледокол шел на мощности 40–50 % со скоростью 8–10 узлов».
Бутылочное горлышко на удачу
Официальная церемония приемки — подписание акта приема-передачи — состоялась 21 октября, спустя две недели после прихода ледокола в Мурманск. На борту собрались делегаты от Балтийского завода, Объединенной судостроительной корпорации, «Росатома», от правительства России — заместитель премьера Юрий Борисов. Подписи под документом поставили гендиректор «Атомфлота» Мустафа Кашка и гендиректор Балтийского завода Алексей Кадилов. Теперь полноправный хозяин ледокола — «Атомфлот».
Была и короткая неформальная церемония. Представители завода передали капитану «Арктики» копию закладной доски и талисман — горлышко бутылки, которая была разбита о борт атомохода при спуске на воду.
Выше флаг
А на вертолетной площадке все уже было готово к поднятию флага. На борт поднялся председатель правительства Михаил Мишустин в сопровождении двух вице-премьеров, шести министров и руководителей «Росатома» и «Роскосмоса».
«Этот ледокол — настоящее произведение искусства, великолепное чудо инженерной и научной мысли, — сказал глава «Росатома» Алексей Лихачев. — Внутри него бьются два мощных сердца — два атомных реактора РИТМ‑200, лучшие в мире по своим характеристикам».
«Ледокол всем хорош, — делится впечатлениями Мустафа Кашка. — Большая мощность, хорошая проходимость во льдах, «Арктика» способна преодолевать лед толщиной 2,9 м. Экипаж небольшой, что экономически эффективно. И конечно, новый реактор, который гораздо реже требует перезарядки».
Уже во время совещания, посвященного развитию Северного морского пути, «Арктику» оценил и Михаил Мишустин: «Я сегодня написал в книге отзывов на ледоколе, что это судно — свидетельство мощи атомного флота России и отечественной науки. Потому что это не просто сплав промышленных технологий, новых, совершенно уникальных исследований, но и доказательство российского лидерства в Арктике». По мнению премьера, развитие парка ледоколов позволит в полной мере раскрыть транспортный потенциал Северного морского пути и подстегнет интерес международного бизнеса к этому коридору между Европой и Азией. Но самое важное — это обеспечит первенство России в Арктике, стратегически важном для нас регионе.
Впереди новые испытания
Через пять лет к «Арктике» присоединятся еще четыре атомохода этой серии, их уже строят на верфях Балтийского завода. «Заключен контракт и на строительство головного ледокола проекта «Лидер». Это сверхмощный корабль, который позволит круглогодично использовать Северный морской путь. Важно задействовать весь потенциал кратчайшего маршрута, который соединяет Европу и Азию», — добавил Михаил Мишустин.
«Арктику» ожидают новые испытания: в марте — апреле ледоколу предстоит пройти еще один экзамен — работу в сложной ледовой обстановке.
Мустафа Кашка
Гендиректор «Атомфлота»
— Этой осенью «Арктика» будет задействована на морском канале и в Обской губе, она должна работать как можно больше, чтобы к зиме экипаж полностью освоил судно.
В этом году мы планируем объявить открытый конкурс на строительство дока для ледоколов проекта 22220. Собираемся строить в 2023–2026 годы многофункциональное судно атомно-технологического обслуживания. Скорее всего, по проекту ЦКБ «Айсберг».
Нужно приложить все усилия для того, чтобы на Северном морском пути объем перевозок достиг запланированных значений (29 млн т в 2020 году. — «СР»).
Несмотря на финансовый кризис в этом году, у «Атомфлота» нет потерь. Даже с учетом того, что выпали доходы от круизных рейсов, а это около 300 млн рублей. Мы перекрыли убытки за счет новых заказов: сверхранних проводок, доставки дальневосточной рыбы, помощи судну «Академик Федоров» в исследовании границ шельфа.
Идет плановое продление ресурса реакторных установок. Ресурс установки «Ямала» продлен со 150 тыс. до 200 тыс. часов. Срок эксплуатации «Ямала» продлен ориентировочно до 2028 года. К концу года планируем продлить ресурс реакторных установок «Таймыра» и «Вайгача» с 200 тыс. до 235 тыс. часов. В зависимости от интенсивности эксплуатации этого хватит до 2026–2028 годов.
Записала Светлана Зайцева