Коронавирус повлиял на стратегию деятельности «Росатома» до 2030 года

На заседании общественного совета «Росатома» 30 сентября обсуждали актуализацию стратегии деятельности на период до 2030 года. События в мире, в том числе пандемия коронавируса, оказали влияние на долгосрочные планы, которые были сверстаны еще в 2014 году, отметил председательствующий на заседании гендиректор госкорпорации Алексей Лихачев. С основным докладом выступил глава департамента стратегического управления «Росатома» Игорь Ермаков. Приводим ключевые тезисы.

Главные стратегические цели остались неизменными. Это повышение доли на международном рынке, снижение себестоимости продукции и увеличение скорости протекания процессов, развитие новых продуктов для российского и международного рынков. Недавно добавилась еще одна — ​достижение глобального лидерства в ряде передовых технологий.

Догнать лидеров

Видение «Росатом»-2030» — это глобальное технологическое лидерство. Пока выручка госкорпорации кратно ниже, чем у мировых лидеров, констатировал Игорь Ермаков. «В рамках стратегии мы планируем поднять ее в разы, но даже рост в три раза позволит нам лишь приблизиться к глобальным лидерам, — ​пояснил он. — ​Значит, «Росатом» в ближайшие десятилетия должен расти не просто быстро, а очень быстро, опережая темпы и российской, и мировой экономики. В последние годы наблюдается тренд на разворот от глобализации к переносу производства на домашние рынки, усилению торговых войн, введению торговых ограничений. В этих условиях наша продукция, наши услуги должны быть не просто конкурентоспособными на мировом рынке, они должны быть лучше продукции конкурентов».

На первом месте — ​ядерные технологии

Ядром стратегии остается атомная энергетика. «Мы будем развивать реакторные технологии четвертого поколения, технологии на быстрых нейтронах, продвигаться к замкнутому топливному циклу, развивать технологии переработки РАО и ОЯТ, — ​доложил Игорь Ермаков. — ​По сути, это комплексное предложение в рамках ядерного топливного цикла на глобальном рынке. Дополнительная возможность, которой можно сейчас воспользоваться, — ​это развитие на рынке станций малой мощности. Фактически «Росатом» сейчас единственная компания, у которой есть действующая коммерческая станция малой мощности».

Национальные цели

«В 2018 году был подписан указ президента о национальных целях. Летом 2020 года он был немного скорректирован. Стратегия «Росатома» в полном объеме соответствует данным целям, — ​сказал Игорь Ермаков. — ​Мы выполняем, а по ряду пунктов перевыполняем задачи в рамках указа. В дополнение к участию «Росатома» в отдельных национальных и федеральных проектах, госпрограммах мы разработали комплексную программу развития техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии. Программа задает амбициозные цели и задачи по развитию атомной промышленности и вытягивающих технологий для смежных отраслей».

Старые новые бизнесы

Одно из исторических направлений деятельности «Росатома» помимо атомной энергетики — ​это Севморпуть. Компания намерена и дальше развиваться в этой сфере. Речь идет не только о наращивании проводок судов силами «Атомфлота», но и о создании в перспективе собственного логистического оператора для перевозки грузов по СМП.

В области ядерной медицины планируется развитие производства изотопов и радиофармпрепаратов, выход в сегмент оказания медицинских услуг, строительство центров радионуклидной терапии, центров ядерной медицины, производство оборудования.

«Из остальных направлений стоит выделить цифровые технологии, — ​сказал докладчик. — ​Может быть, «Росатом» сейчас на глобальном рынке и не ассоциируется с поставщиком цифровых продуктов, но у нас есть множество перспективных разработок. И на горизонте реализации стратегии наша задача — ​занять лидирующие позиции в целевых сегментах. Дополнительно в актуализированную стратегию включен ряд принципиально новых направлений деятельности. Это выход в сферу ветроэнергетики. В этом году «Росатом» ввел в эксплуатацию крупнейший в нашей стране ветропарк. Мы должны стать национальным лидером в области переработки отходов I, II классов опасности, промышленных отходов, возможен выход в смежные сегменты. Мы планируем развивать новые материалы: композиты, аддитивные технологии, и в этих сегментах вой­ти в топ мировых лидеров. Не менее важное направление — ​водородная энергетика. Это и производство водорода с помощью современных технологий, на высокотемпературных газовых реакторах, и развитие потребления, содействие более широкому применению водорода в России и мире».

Назло пандемии

«Для нас пандемия COVID‑19 не только риск, но и возможность выйти в новые сегменты. Мы внедрили передовые технологии управления, активно внедряем формат дистанционной работы, технологии дополненной виртуальной реальности в рамках производственной деятельности. И я считаю, что такое гибкое, оперативное и эффективное реагирование на вызовы внешней среды позволит реализовать стратегию в полном объеме и даже больше», — ​заключил Игорь Ермаков.


Вопросы Алексею Лихачеву

— Главное преимущество малой энергетики — ​заводское изготовление блоков и доставка их на место, уже заправленных топливом, как в случае с ПЭБом «Академик Ломоносов». Но плавучий блок шел по внутренним водным путям. А как это сделать на экспорт, ведь по нормативам МАГАТЭ топливо можно перевозить только в контейнерах? Ведется какая-то работа с МАГАТЭ в этом направлении?

— Я предметно обсуждал эту проблему с новым руководителем МАГАТЭ Рафаэлем Гросси. Создана рабочая группа по новой нормативной базе для малых, в том числе плавучих, реакторов.

— Стратегия развития экономически просчитана? Ресурсов хватит, чтобы достичь заявленных целей?

Руководительница проектного офиса программ устойчивого развития «Росатома» Полина Лион рассказала о части новой стратегии госкорпорации: «Для нашей работы мы взяли не только 17 целей, но и 10 принципов Глобального договора ООН, касающихся качества бизнес-процессов. Среди них — ​ответственность в отношении прав человека, забота об окружающей среде. Важно, чтобы 10 принципов Глобального договора ООН были соблюдены не только внутри отрасли, но и на всем жизненном цикле продукции, у всех внешних поставщиков и подрядчиков». Алексей Лихачев предложил выделить в документе блок задач по устойчивому развитию городов присутствия «Росатома».


Разделяя ценности ООН

Руководительница проектного офиса программ устойчивого развития «Росатома» Полина Лион рассказала о части новой стратегии госкорпорации: «Для нашей работы мы взяли не только 17 целей, но и 10 принципов Глобального договора ООН, касающихся качества бизнес-процессов. Среди них — ​ответственность в отношении прав человека, забота об окружающей среде. Важно, чтобы 10 принципов Глобального договора ООН были соблюдены не только внутри отрасли, но и на всем жизненном цикле продукции, у всех внешних поставщиков и подрядчиков». Алексей Лихачев предложил выделить в документе блок задач по устойчивому развитию городов присутствия «Росатома».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: