Из танка — в космос: ветерану ЦКБМ и старейшему жителю Санкт-Петербурга Александру Смирнову 106 лет
30 августа исполнилось 106 лет танкисту, инженеру, изобретателю, ветерану Центрального конструкторского бюро машиностроения и одному из старейших жителей Санкт-Петербурга Александру Смирнову. «СР» рассказывает о самых ярких моментах его биографии: участии в Сталинградской битве, в изобретении трактора КТ‑12, в разработке первой мобильной АЭС на гусеницах и реактора первого поколения для космических спутников.
Александр Смирнов вырос на хуторе близ города Кувшинова в Тверской области, в бедной семье столяра местной бумажной фабрики. Окончил лишь 3,5 класса начальной школы, работал с детства. «Трудился на лесозаготовках, в сельском хозяйстве, на лесосплаве, на строительстве. От тяжелых работ в детстве получил плоскостопие с искривлением стоп», — пишет Александр Смирнов в автобиографии.
В 16 лет в поисках лучшей жизни переехал в Ленинград. Устроился работать плотником на стройке авиагородка. Одновременно учился на рабфаке, за четыре года восполнил пробелы в образовании. Затем поступил в Лесотехническую академию на факультет механизации лесоразработок и транспорта леса. Учился на отлично, но диплом защитить не успел — началась война.
Изобретатель трактора
На фронте лейтенант Александр Смирнов командовал взводом тяжелых танков. Получил три боевых ордена и шесть медалей, одна из них за Сталинградскую битву. Тогда экипаж Александра Смирнова отражал контратаку пяти немецких танков. В боекомплекте было три бронебойных снаряда, которыми удалось подбить два танка противника. От оставшихся танков отбивались осколочно-фугасными снарядами, немцы в ответ стреляли бронебойными. Тогда Александру Смирнову и пригодилось инженерное образование: он моментально оценил ситуацию и развернул свой танк так, что все снаряды противника отскакивали рикошетом. Благодаря этому будущий инженер продолжил бой и подбил еще три немецких танка. За время войны Александр Смирнов был семь раз ранен, дважды контужен, получил пять осколочных ранений в голову. Демобилизован из Румынии в 1945 году.
После войны вернулся к механизации лесоразработок. «Я разработал и предложил новый способ тракторной терелевки (транспортировки на погрузочную площадку. — «СР») спиленного леса, участвовал в создании прототипа трелевочного трактора КТ‑12», — рассказывает Александр Смирнов в автобиографии.
В 1947 году он стал инженером-механиком по оборудованию на опытной станции Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института механизации и энергетики лесной промышленности (ЦНИИМЭ) при Волосовском леспромхозе в Ленобласти, где занимался испытаниями и усовершенствованием трелевочных тракторов КТ‑12. Здесь получил первое авторское свидетельство — на изобретение «погрузочный щит к трелевочному трактору». Внедрение в лесную промышленность трелевочных тракторов КТ‑12 с новым погрузочным щитом дало большой экономический эффект.
АЭС на гусеницах
В атомную отрасль Александр Смирнов пришел в 1957 году, когда особому конструкторскому бюро Ленинградского кировского завода (сейчас ЦКБМ) поручили разработать транспортабельную атомную электростанцию (ТЭС‑3). Она должна была передвигаться на четырех самоходных гусеничных шасси, созданных на базе тяжелого танка Т‑10. На тот момент на заводе существовало мощное танковое КБ, где Александр Смирнов работал инженером.
ТЭС‑3 создавалась с нуля. Изготовление и компоновка узлов будущей мобильной атомной станции были сложной задачей. Ее решением занималось специальное подразделение конструкторов, в их число вошел и Александр Смирнов. Вместе с коллегами он проектировал реакторный блок установки. В итоге специально для ТЭС‑3 разработали малогабаритный двухконтурный водо-водяной реактор с активной зоной, спроектированной в виде цилиндра высотой 60 см и диаметром 66 см. Внутри помещались 74 тепловыделяющие сборки, которые представляли собой два коаксиальных кольца с топливной композицией из интерметаллида, залитого силумином. ТЭС‑3 успешно прошла испытания в 1960 году.
В 1960-х годах специалисты СССР и США начали разработку и внедрение космических ядерных энергетических установок, которые должны были стать альтернативой традиционным источникам электропитания спутниковой бортовой аппаратуры. ЦКБМ стало одним из основных отечественных предприятий, занятых в проекте. В 1966-м, после трех лет экспериментальных разработок, началось проектирование установки «Енисей», одной из первых отечественных космических ЯЭУ.
Реактор для космоса
Перед конструкторами ЦКБМ стояла сложная задача: разработать миниатюрную атомную электростанцию, которая выдержит вывод на космическую орбиту и будет много месяцев непрерывно работать в автоматическом режиме. Учитывая жесткие требования по массогабаритным параметрам, высокой насыщенности оборудованием, трубопроводами и кабельными коммуникациями, ценился каждый миллиметр пространства и грамм массы.
Александр Смирнов включился в работу по созданию нового реакторного блока космической установки. «Александр Васильевич компоновал весь блок, для этого надо было обладать пространственным мышлением. Компьютерной графики тогда не было. Это сейчас можно все нарисовать в 3D и увидеть конструкцию в объеме. А тогда все создавалось исключительно в воображении инженера. Установка была создана, и вклад Смирнова в это бесспорен», — говорил Николай Одинцов, инженер-конструктор и бывший коллега Александра Смирнова в ЦКБМ.
На счету Александра Смирнова пять авторских свидетельств на внедренные изобретения, он был награжден знаком «Изобретатель СССР». Александр Смирнов ушел на пенсию в 1975 году. 27 августа 2020 года за многолетний добросовестный труд и успехи в профессиональной деятельности награжден юбилейной медалью «75 лет атомной отрасли России». А 30 августа с днем рождения его поздравил глава «Росатома» Алексей Лихачев. «Вы с честью прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной, состоялись как инженер, исследователь и изобретатель. Ваш жизненный путь — пример и ориентир для нескольких поколений атомщиков. Желаю вам доброго здоровья, бодрости духа, энергии и сил», — говорится в поздравительном письме.
Редакция «СР» присоединяется к поздравлениям.