Почему «Зеленая мать» перестала бояться атомной энергетики
Пресс-секретарь международной экологической и антиядерной организации «Восстание против вымирания» Зион Лайтс перешла на сторону атомной энергетики и присоединилась к проядерному движению «Экологический прогресс» (Environmental Progress). Обладательница титула «Самая зеленая мать Великобритании» долго время пугала телезрителей жуткими прогнозами: «Миллиарды людей скоро вымрут», «Нашим детям осталось жить не более 20 лет». И вдруг — переход в другой лагерь. Это почище, чем перейти из «Спартака» в «Зенит». Наш научный обозреватель Сергей Лесков размышляет о причине ревизии жизненных ценностей и силе знаний.
Недавняя экологическая катастрофа в Норильске, которая привела к разливу более 21 тыс. т дизельного топлива, вновь напомнила о важных правилах экологии. Экспертиза должна быть независимой, потому что предприятие не может избавиться от искушения скрыть проблему и открывает правду, лишь услышав суровый окрик сверху. Экология не замыкается в пределах собственного околотка, а связана с экосистемой планетарного масштаба. Фундамент топливных резервуаров в Норильске разрушился в том числе из-за глобального потепления и подтаивания вечной мерзлоты, о чем давно предупреждали климатологи. Воспримут ли этот сигнал хозяева трубопроводов, которые построены на Севере и имеют стратегическую важность для бюджета России? Природа бизнеса слишком часто, как мы видим на печальном примере Норильска, сводится к погоне за наживой и отфутболивает экологию за пределы видимости.
И наконец, еще одно обстоятельство, которое мне кажется самым важным. Экология — это синтез разных наук и область деятельности энциклопедически образованных людей. Но сегодня экологами считают себя самые разные любители кошечек, цветочных клумб и здорового образа жизни. Эти доморощенные экологи слыхом не слыхивали о втором начале термодинамики, о рекомбинации генетического материала, о перераспределении электронов и ядер при химической реакции. Активист-эколог — это прекраснодушный персонаж, который не знает разницы между синусом и косинусом. И в этом беда многих экологических акций, которые разворачиваются под благородными знаменами, но по существу несут обществу агрессивное невежество.
Знание неразрывно связано с моралью. Добротное образование и серьезная наука имеют в своей основе не только рациональное зерно, но также способствуют формированию высокой нравственности. Я вспомнил об этом в связи с неожиданной новостью из стана экологических борцов против атомной энергетики. Пресс-секретарь международной экологической и антиядерной организации «Восстание против вымирания» Зион Лайтс перешла на сторону атомной энергетики и присоединилась к проядерному движению «Экологический прогресс». Автор нескольких книг и обладательница титула «Самая «зеленая» мать Великобритании», Зион Лайтс долгое время щекотала нервы телезрителям жуткими прогнозами: «Миллиарды людей скоро вымрут», «Нашим детям осталось жить не более 20 лет». И вдруг — переход в другой лагерь. Это почище, чем футболисту перейти из «Спартака» в «Зенит».
Но Лайтс ни в коем случае нельзя назвать расстригой или еретиком. Причина ревизии жизненных ценностей элементарная, но редкая. А именно — знания. Зион Лайтс, почувствовав пробел в образовании, начала штудировать книги о природе радиации и сущности радиоактивных отходов. В итоге поняла, что антиядерные активисты ее обманывали, играя на страхах перед радиацией. Апокалиптические прогнозы ее соратников не служили истине, но запугивали общество и вводили его в заблуждение. Радикальные экологи посеяли панику в стране, и каждому пятому ребенку в Великобритании мерещатся кошмары, связанные с изменением климата.
«Я выяснила, что ядерные отходы на самом деле никогда никого ни разу не убивали, компактны по размеру и содержатся в соответствующих условиях при постоянном мониторинге. К моему удивлению, когда я об этом рассказала моим антиядерным друзьям, они начали спорить со мной против фактов. В итоге я поняла, что мне с ними не по пути», — написала в своем обращении Зион Лайтс.
К слову, думаю, из всех отходов, которые производит в результате своей деятельности человек, радиоактивные — одни из самых безопасных. Другое дело, что название им придумали крайне неудачное, отпугивающее. Правильнее называть их не отходами, а отработанным ядерным топливом. Но ярлык уже приклеен. Отработанное ядерное топливо — ценный материал, пригодный для дальнейшей переработки и возвращения в топливный цикл, который может быть даже замкнутым. Это не двуокись серы и не углекислый газ с оксидами азота, которые образуются при сжигании угля или бензина. Ожидая подходящего момента, ОЯТ хранится в компактном виде, в строго охраняемых зонах, с максимально высоким, не как в Норильске, уровнем технологической безопасности.
Мне кажется, древний мудрец грешил против истины, когда говорил, что во многой мудрости много печали. Настоящая трагедия — отсутствие знаний и воинствующее невежество, возведенное в абсолют. Выдающийся лингвист академик Андрей Зализняк несколько лет назад привел мне типичные черты, которые отличают дилетанта от специалиста: «Он катастрофически не замечает того, что его действия позволяют дать не только то решение, которое он предлагает, но и множество других, его совершенно не устраивающих, но столь же допустимых с точки зрения его методики. Никакого ответа на вопрос, почему он выбрал именно это решение среди десятков возможных, кроме «я так вижу» или «это я угадал», он дать не может».
Радикальные экологические активисты часто служат слепым орудием бизнеса, который эксплуатирует высокие лозунги для погибели конкурентов. Яркий пример — ажиотаж вокруг озоновой дыры, за которым стояла химическая корпорация «Дюпон» с идеей разорительного для конкурентов отказа от холодильников с фреоном.
Вообще, слепая вера и максимализм — самый короткий путь к трагедии. В 1212 году начался Крестовый поход детей, которым внушили мысль о том, что чистым душам удастся освободить Гроб Господень и исполнить то, что не удалось Ричарду Львиное Сердце и Фридриху Барбароссе. 30 тыс. детей со всей Европы шли в Иерусалим и молились, чтобы море перед ними расступилось. В Италии купцы посадили детей на корабли и продали в Африке в рабство мусульманам.
В нынешний век можно сказать, что цивилизованность общества определяется отношением к экологии. Но очень долго экология в нашей стране чувствовала себя нужной только на госдачах и охотничьих угодьях. Маятник качнулся в обратную сторону и вновь занял крайнее положение. В итоге скептик, который вступает в спор с экологом, рискует быть зачисленным в стан мракобесов, ретроградов и погубителей всего живого.
Но если экология наука, а не религия, она не может находиться вне критики и должна признать за собой возможность ошибки. Заблуждение — считать за неоспоримую истину любое предложение экологов. Это не тот берег, где вершатся исключительно благородные и бескорыстные начинания. Если это так, то самыми добрыми экологическими мотивами может быть вымощена дорога в ад. Хорошо, что Зион Лайтс опомнилась, но такие примеры, увы, наперечет.