Особо опасная профессия — горноспасатель

В Приаргунском производственном горно-химическом объединении работает самое большое горноспасательное подразделение уранового холдинга «АРМЗ». Бойцы отдельного военизированного горноспасательного отряда (ОВГСО) ликвидировали последствия аварий в разных уголках страны. Накануне Дня спасателя, который в России отмечают 27 декабря, «СР» рассказывает, что страшнее всего в шахте, почему аварий стало меньше и где готовят атомных спасателей.

«Служба работает круглосуточно. Если ЧП произойдет на объектах, которые мы обслуживаем на комбинате, дежурная смена отреагирует за одну минуту днем и за две ночью, — ​рассказывает заместитель командира ОВГСО по оперативной работе Андрей Ямулин. — ​Подкрепление из резервных бойцов, находящихся дома, прибудет через 20 минут».

Спасатели ОВГСО делятся на три бригады: одна специализируется на горноспасательных работах, вторая — ​на устранении последствий радиационных аварий, третья — ​на газоспасательных работах. «Вторых и третьих обучают в Технической академии «Росатома». А спасателей-горняков мы готовим сами, — ​говорит командир ОВГСО Игорь Мудрак. — ​В эту бригаду мы набираем людей с опытом работы в шахте. Это очень важно. Спасатели должны иметь четкое представление о том, что такое рудник и что там может случиться. Горноспасатель — ​опасная работа. Человек должен обладать смелостью, физической выносливостью, уметь принимать правильное решение в экстренной ситуации. Во время реальных аварий действия каждого члена команды должны быть четко отработаны. Один человек надевает на пострадавшего респиратор, другой оказывает первую медицинскую помощь, дорога каждая секунда».

Боевое крещение

В 2000-х годах спасатели ППГХО помогали устранять последствия нескольких крупных аварий в шахтах. В 2006-м — ​на золотодобывающей шахте Центральной в поселке Вершино-Дарасунском Забайкальского края. Из-за грубых нарушений при сварочных работах там случился пожар. Под землей находились 64 рабочих. В том пожаре погибли 25 горняков. «Самое страшное в шахте — ​это пожар, когда высокая температура и загазованность, — ​поясняет Игорь Мудрак. — ​Отделение под руководством командира Тахира Хакимова прибыло на помощь шахтерам Центральной первыми. Ситуация была очень сложная. Видимость нулевая. Но 39 человек спасли».

В арсенале краснокаменских спасателей современная техника для помощи пострадавшим и ликвидации ЧП

В 2007 году два отделения отряда краснокаменских спасателей под руководством командира взвода Ильи Былкова помогали устранять последствия аварии на Ульяновской шахте в Кемеровской области. Во время работ там вскрылась зона тектонического нарушения, произошел выброс метана, и меньше чем за минуту случилось пять взрывов. Их ударная волна была настолько мощной, что угольную пыль выбило изо всех выходов шахты, и она поднялась на несколько метров над поверхностью — ​притом что эпицентр взрыва находился на глубине 250 м. В выработках шахты случились обширные обвалы, местами рухнули перекрытия. В тот момент под землей работали 203 горняка. Погибли 110 человек, но 93 спасли.

«Все случилось потому, что не сработала новая система оповещения о газовой угрозе. На место трагедии вызвали спасателей половины страны. Мы приехали ночью, когда всех выживших уже эвакуировали, нашей задачей был поиск тел погибших и подъем их на поверхность, — ​вспоминает ветеран ППГХО, экс-руководитель ОВГСО Илья Былков. — ​Мы прочесывали выработки до утра. Физически нам ничто не угрожало, газа в шахтах уже не было, но было очень страшно. Помню, мы шли по конвейерному штреку и видели, как многотонные металлические конструкции вырвало и загнуло веером, а огромные трубы для откачки воды закрутило, как спираль. Вот такая была сила взрыва! Я был поражен».

Эффект бдительности

Сегодня бойцы отряда в основном демонстрируют свои навыки на учениях, в ликвидации реальных ЧП участвуют нечасто. Игорь Мудрак говорит, что аварий стало меньше благодаря развитию безопасных технологий на производстве и превентивным мерам, которые ежедневно принимает его подразделение.

«Мы огромное внимание уделяем профилактической работе. Наши люди каждый день ездят на рудники, спускаются в шахты, смотрят на состояние горных выработок, берут пробы воздуха после буровзрывных работ, проверяют вентиляционные установки, следят, есть ли все средства противопожарной защиты, знают ли люди технику противопожарной и технологической безопасности», — ​рассказывает Игорь Мудрак.

Если спасатели видят даже небольшое нарушение, сразу составляют акт и дают рекомендации по его устранению. А затем тщательно отслеживают, были ли приняты меры для решения проблемы. Сотрудники ОВГСО постоянно оценивают аварийную опасность объектов. Каждые полгода составляют план мероприятий по локализации и ликвидации аварий при подземных горных работах на рудниках № 1 и 8.


Справка

Отдельный военизированный горноспасательный отряд на ППГХО появился в 1974 году, когда предприятие начало горные работы. Сегодня в ОВГСО восемь отделений, в составе которых 106 спасателей. В 2010 году отделение передано в оперативное управление МЧС России.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: