Новая позиция США по плутонию не помешает производить МОКС на ГХК

Изменение позиции США по вопросу выполнения российско-американского соглашения об утилизации оружейного плутония никак не отразится на развертывании производства МОКС-топлива на ГХК. Это завод, который может в качестве сырья использовать как оружейный, так и выделенный из ОЯТ плутоний.
США в одностороннем порядке пересматривают свою стратегию утилизации оружейного плутония. Не исключено, что доминирующим фактором для этого стала экономика проекта строительства завода по производству МОКС-топлива, где должны были утилизировать плутоний. Спустя почти 10 лет после начала работ объект, в который вложили 7,7 млрд долларов, заморозили.
Между тем «Росатом» еще в прошлом году запустил аналогичное производство на Горно-химическом комбинате и потратил на это несоизмеримо меньше — примерно 240 млн долларов.
Производство на ГХК высокоавтоматизировано. Доля высокотехнологичного отечественного оборудования — 50 %. Это при том, что проект начал реализовываться до санкций и перехода к политике импортозамещения. Ключевая особенность предприятия — универсальность: оно может принимать не только оружейный плутоний, но и плутоний, выделенный из облученного ядерного топлива. Буквально по соседству — опытно-демонстрационный центр по переработке ОЯТ ГХК. Сырье может поставлять и ПО «Маяк».
«Росатом» продолжает двигаться по давно выбранному пути, шаг за шагом приближаясь к замыканию ядерного топливного цикла. Нет нужды менять правила по ходу игры: стратегическая цель и логика ее достижения актуальности не теряют. Работа советских и российских атомщиков не пропадает, мечта человечества — открытие колоссальных запасов энергии — имеет шансы стать явью.
Два завода

Фото: Savannah River Site

Фото: Savannah River Site

США

Строительство завода по производству МОКС-топлива на площадке «Саванна-Ривер» было разрешено NRC в 2005 году. Фактически проект стартовал спустя два года, когда появилось финансирование.
Завод должен был включать цех для отверждения РАО и две линии — разборки плутониевых боезарядов и конверсии плутония в оксид. Вторая имела сложную
конструкцию, из-за чего реализация проекта затянулась.
За строительство отвечала CB & I Areva MOX Services. Изначально стоимость контракта с НУЯБ Министерства энергетики США составляла 2,7 млрд долларов.В итоге было потрачено 7,7 млрд, а проект был завершен лишь на 70 %. Его исключили из расходной части госбюджета, срок сдачи сдвинули за 2019 год.
Промышленное производство МОКС-топлива создано на ГХК в рамках федеральной целевой программы «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010–2015 годов и на перспективу до 2020 года». Фото: ГХК

Промышленное производство МОКС-топлива создано на ГХК в рамках федеральной целевой программы «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010–2015 годов и на перспективу до 2020 года». Фото: ГХК

Россия

Промышленное производство МОКС-топлива создано на ГХК в рамках федеральной целевой программы «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 – 2015 годов и на перспективу до 2020 года».
Основные задачи производства:
— обеспечение потребностей в топливе энергоблоков с реакторами на быстрых нейтронах;
— утилизация оружейного плутония в соответствии с российско-американским соглашением 2000 года;
— вовлечение в топливный цикл плутония, выделенного в процессе радиохимической переработки ОЯТ тепловых реакторов;
— создание инфраструктуры замкнутого ядерного топливного цикла.
В качестве базовой технологии изготовления таблеточного МОКС-топлива принята разработанная ВНИИНМ технология механического смешения порошков с применением вихревого размола (ВР-процес) с последующим прессованием и спеканием таблеток. Исходные компоненты — топливные порошки диоксида урана и плутония.
Конечный продукт производства — тепловыделяющие сборки с МОКС-топливом.
Строительство завода на ГХК заняло четыре года и обошлось в 240 млн долларов.


«В НАЧАЛЕ 2000‑Х ГОДОВМЫ ДОГОВОРИЛИСЬС АМЕРИКАНЦАМИ
ОБ УНИЧТОЖЕНИИ ОРУЖЕЙНОГО ПЛУТОНИЯ. ПОДПИСАЛИ
СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СОГЛАШЕНИЕ О ТОМ,ЧТО ЭТОТ МАТЕРИАЛ БУДУТ УНИЧТОЖАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫМ СПОСОБОМ, А ИМЕННО ПРОМЫШЛЕННЫМ. ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО БЫЛО ПОСТРОИТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. МЫ СВОИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВЫПОЛНИЛИ, МЫ ЭТО ПРЕДПРИЯТИЕ ПОСТРОИЛИ. НАШИ
АМЕРИКАНСКИЕ ПАРТНЕРЫ — НЕТ».Владимир Путин, президент России
Подписание соглашения об утилизации оружейного плутония между Россией и США

Подписание соглашения об утилизации оружейного плутония между Россией и США

Из истории
Соглашение об утилизации оружейного плутония Россия и Соединенные Штаты готовили в течение нескольких лет и подписали в сентябре 2000 года.
В соответствии с документом, 68 т оружейного плутония (34 т с каждой стороны) должны быть уничтожены через сжигание МОКС-топлива. Лишь 4 т американского плутония должны были иммобилизовать и захоронить на площадке в Нью-Мексико. Так и произошло: делящийся материал был смешан с материалом-поглотителем, упакован в специальные контейнеры и помещен под землю.
Стороны обязались приложить все усилия для завершения строительства необходимых промышленных объектов. Соглашение должно было заработать в 2009 году, однако возникли разногласия по объемам и источникам финансирования.
В 2010 году было подписано дополнительное соглашение, по которому утилизация должна была начаться в 2018 году. Однако в 2014 году министр энергетики США Эрнест Монис впервые публично заявил о том, что правительство рассматривает возможность захоронения плутония как альтернативу сжиганию в составе МОКС-топлива.
Опубликованная в апреле этого года стратегия Национального управления по ядерной безопасности (НУЯБ) США фактически лоббирует этот проект, несмотря на то что российская и американская стороны пришли к обоюдному соглашению утилизировать плутоний в качестве топлива для ядерных реакторов.
Захоронение позволит США сохранить возвратный потенциал, то есть возможность извлечь оружейный плутоний.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: