Подарок ко дню рождения
Альберт Эйнштейн был человеком без постоянного места жительства. Он дважды отказывался от немецкого гражданства, получил швейцарский паспорт, но, сменив десятки адресов в Европе, уехал в США и стал американцем. Сам себя называл перелетной птицей, ищущей страны с благоприятным климатом. И только один раз попытался свить уютное гнездо, которое могло бы стать настоящим домом, сели бы не обстоятельства.
«Берлинский муниципалитет принял решение подарить выдающемуся ученому столетия, нашему соотечественнику, профессору Эйнштейну в честь его 50-летия земельный участок на реке Хафель. Здание на участке будет построено на средства профессора Эйнштейна» — апрельским утром 1929 года прочитал в газете 28-летний Конрад Ваксман, архитектор строительной компании Christoph & Unmack в городе Ниски. В статье упоминалось, что Эйнштейн мечтает о деревянном доме. Взволнованный Ваксман отложил в сторону газету и решил, что именно он должен построить этот дом. Мысль была очень наглая: архитектор никогда не встречал Эйнштейна и не имел даже минимального послужного списка, чтобы быть допущенным к строительству дома всемирно известного ученого.
Решительным шагом Ваксман отправился прямиком на вокзал и сел на поезд до Берлина. Шофер столичного отделения Christoph & Unmack довез его до квартиры Эйнштейна на Хаберландштрассе, 5 (адрес узнали из телефонной книги). Дверь открыла жена Эйнштейна Эльза и холодно сказала: «Мужа нет дома. Что вам угодно?» С тех пор, как Альберт Эйнштейн стал очень известным, его одолевали шарлатаны всех сортов, просящие денег или предлагающие свои услуги. Ваксман пошел ва-банк: он представился независимым архитектором и сказал, что мало кто сравнится с ним в опыте строительства деревянных домов. Его слова, а также автомобиль с «личным» шофером у подъезда показались Эльзе убедительными.
Дальше события развивались стремительно. В этот же день Эльза и Ваксман отправились осмотреть один из предложенных городом участков. Во время путешествия Эльза рассказала, каким они видят свой новый дом: коричневые тона, французские окна, террасы, темно-красная черепичная крыша. Самое главное условие – комната Эйнштейна должна быть максимально изолирована: Альберт нуждается в уединении от семьи во время работы, его семья нуждается в уединении от храпа Эйнштейна во время его сна.
Условились, что архитектор заедет еще раз завтра и обсудит все детали с главой семьи. Во что бы то ни стало Ваксман решил расположить к себе Эйнштейнов. Он принялся за чертежи еще на пути обратно в Ниски, работал всю ночь и закончил первые наброски к утру. Придя в офис, дал поручение 10 инженерам и чертежникам перевести рисунки в законченный план.
Эйнштейн расхохотался. Несколько часов длилась дискуссия: из чего все-таки строить дом, какую технику применить, какие деревянные панели выбрать и где взять опытных плотников? Ваксману поручили все переговоры с муниципалитетом о передаче земли, так как Эйнштейн устал от роли брокера по операциям с недвижимостью. Необычайным образом два человека, познакомившиеся несколько часов назад, прониклись глубоким доверием друг к другу. В октябре 1929 год дом был готов.
Несмотря на то что после всех бюрократических проволочек Эйнштейну пришлось отказаться от «великодушного подарка» муниципалитета и самому купить землю, потратив все сбережения, несмотря на то, что из-за прихода Гитлера к власти Эйнштейн смог провести в доме своей мечты всего три года, летний домик в Капуте, на тихой улочке, граничащей с лесом, стал единственным сохранившимся в Германии местом, связанным с жизнью великого ученого.
Из Берлина до летнего домика Эйнштейна в Капуте можно добраться поездом R22 от станции «Аэропорт Берлин-Шенефельд» (Flughafen Berlin-Schönefeld), из центра Берлина — поездом RE S7 до станции «Потсдам». Затем либо автобусом 607, отправляющимся от ж/д вокзала Потсдама, до остановки «Капут» (Caputh), либо взять напрокат велосипед около станции. Велосипедный маршрут проходит через живописные места вдоль озера Темплинер.