Сила «Урала»
25 мая со стапелей Балтийского завода спустили на воду третий атомный ледокол проекта 22220 — «Урал», один из самых больших и мощных в мире.
Спуск судна — событие торжественное. По такому случаю на Балтийский завод пришли сотни людей — судостроители и члены их семей, почетные гости, жители Санкт-Петербурга. По команде был разрезан задержник, фиксирующий судно весом 19 тыс. т. Под громкие аплодисменты «Урал» сошел со стапелей в воды Невы.
На момент спуска «Урал» был на 7 тыс. т тяжелее своих предшественников проекта 22220: его спустили на воду с уже смонтированными реакторными установками РИТМ-200 на борту и практически полностью оснащенным системой электродвижения. Раньше эту систему дорабатывали и загружали реакторы, когда судно уже стояло на воде. Судостроители решили изменить последовательность действий, чтобы сократить затраты и сроки постройки. Впереди у Балтийского завода — достройка атомохода на воде, срок сдачи заказа — август 2022 года.
Первые два ледокола проекта, «Арктика» и «Сибирь», уже спущены на воду, их сдадут в эксплуатацию в 2020 году и 2021 году. 16 мая на головном ледоколе «Арктика» началась загрузка ядерного топлива в реакторную установку.
Все атомные суда Балтийский завод строит по контракту с «Росатомфлотом». Гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев сообщил, что до конца лета будет подписан контракт на строительство еще двух ледоколов проекта 22220. Сейчас ведется подготовка открытого конкурса на строительство судов. Их общая стоимость составит около 100 млрд рублей.
Впервые договор на строительство атомных ледоколов будет заключен по схеме смешанного финансирования: из федерального бюджета выделят 45 млрд рублей, остальные 55 млрд рублей — средства «Росатома» и коммерческих банков. Предыдущие ледоколы строились за счет бюджета.
Председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина стала «крестной матерью» ледокола «Урал». По традиции перед спуском судна на воду «крестная» разбила о борт ледокола бутылку шампанского. «Атомный флот — гордость нашей страны. Отрадно видеть, что здесь мы не сдаем позиции, а развиваемся, строим новые корабли», — сказала Эльвира Набиуллина. И добавила, что в Центробанке выпустят памятную монету, посвященную ледоколам проекта 22220. «Крестной матерью» ледокола «Сибирь» была председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, а головной ледокол проекта 22220 «Арктика» в 2016 году доверили «крестить» Валентине Матвиенко. Будучи губернатором Петербурга, она поддержала идею строительства судна на Балтийском заводе.