«Арктика» смотрит на Север
По словам главы дирекции Севморпути Вячеслава Рукши, скоро грузопоток по СМП будет исчисляться десятками миллионов тонн в год, основным грузом станет продукция отечественных арктических проектов — сжиженный природный газ, нефть, уголь. Все это пойдет на международный рынок, в основном в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Для реализации этих планов потребовалось новое поколение ледоколов с переменной осадкой для работы на глубокой воде и на мелководье Обской губы и в устьях сибирских рек. Это проект 22220, суда мощностью 60 МВт, головное — «Арктика». Во время перешвартовки на ней побывали журналисты.
Главный строитель, ответственный сдатчик ледокола Вадим Голованов рассказал, что для экипажа созданы максимально комфортные условия проживания и отдыха. Например, это первый ледокол, который имеет в каждой каюте санитарно-бытовой узел.
Отделка кают идет параллельно со швартовными испытаниями, когда поочередно запускают все системы корабля. После начнется загрузка ядерного топлива в реакторы. По словам заместителя гендиректора по строительству флота, руководителя представительства «Атомфлота» в Санкт-Петербурге Константина Князевского, топливо будет загружать автоматизированная система, для ледоколов это новшество. Как и системы безопасности, работающие без вмешательства человека. Реакторные технологии оставили прежние, надежные. «Использовано много типовых узлов, которые были проверены на прошлых ледоколах, — говорит Константин Князевский. — Они изменились в габаритах, но принципиально остались такими же».
Именно надежность наших реакторов дает ледоколам феноменальную автономность. На одной загрузке ядерного топлива «Арктика» сможет работать пять — семь лет, нужно только время от времени менять экипаж для отдыха и пополнять запасы воды. Всего должно быть построено пять таких ледоколов.
Завершается проектирование еще более мощного ледокола, «Лидер», на 120 МВт, с шириной корпуса 47,5 м. Это ключевой параметр: «Лидер» сможет прокладывать такой канал, что суда, идущие в караване, будут минимально или не будут вообще соприкасаться со льдом, что значительно увеличит скорость проводки. А срок доставки груза — весомое конкурентное преимущество.