В ЯОК задумались о будущем
Автоматизация предприятий ядерного оружейного комплекса делает производство эффективнее. И малолюднее — а раз так, персонал нужно перераспределять. В «Росатоме» надеются, что инициатива и квалификация сотрудников оборонки станут частью стартового капитала компаний, который будут работать на свободном рынке, укрепляя уже не военную, а экономическую безопасность государства.
Предприятия ЯОК славятся высококвалифицированными кадрами и хорошей технической оснащенностью. Руководство РФЯЦ-ВНИИТФ использует это преимущество для выхода на свободный рынок с газовыми горелками и теплообменным оборудованием собственного производства. Партнером выступит чешская комания PBS Power Equipment. Соглашение о создании совместного предприятия с равными долями стороны планируют подписать до середины марта.
Прежде чем взяться за дело, оценили потенциальный спрос. По подсчетам экспертов, в ближайшие 10 лет ежегодно в России будет заменяться и устанавливаться порядка 50 тыс. горелок на сумму не менее 5 млрд рублей. Во ВНИИТФ знают о котельных и их оборудовании не понаслышке: несколько лет назад совместно с чешскими партнерами центр, вернее, его «дочка» «УГК холдинг», начал возводить такие объекты. Портфель заказов по этому направлению составляет порядка 8 млрд рублей. Например, в Троицке Челябинской области взамен источника Троицкой ГРЭС компания строит котельную мощностью 120 МВт.
Первыми увидели перспективу в высокотехнологичных агрегатах чехи. Они предложили локализовать производство в России. «Очень помогло создание ТОСЭР в Снежинске. Бизнес-направление «малая энергетика» было включено в ТОСЭР после того, как проект прошел согласования в «Росатоме» и в правительстве Челябинской области», — отмечает слушатель программы «Бизнес-мастерская ЯОК» от РФЯЦ-ВНИИТФ Артем Первушин.
Ядерный центр выделил площадку для производства газовых горелок для котельных мощностью до 100 МВт. Начали с крупноузловой сборки, первая партия уже изготовлена на основе компонентов, полученных из Чехии. Следующий этап – локализация производства до 30 % к маю 2017 года, а к 2018 году – 65 – 70 %. В планах – локализовать как производство корпуса горелки и автоматики управления и контроля работы горелочных устройств.
В России сейчас современные горелки для ТЭС не делают — только модели с низким КПД, разработанные в 1960-х годах. 97 % продукции импортируется. По оценкам специалистов, износ основного оборудования котельных превышает в среднем 60 %, назначенные сроки службы значительной части котлов и обеспечивающих систем полностью исчерпаны. Физический износ энергетического оборудования большинства котельных России еще выше – 68 %. Кроме того, на рынке обозначилась тенденция перехода от централизованных источников теплоснабжения к источникам малой мощности. Так что новому бизнесу ВНИИТФ есть куда расти.
На площадке центра также будет развернуто производство пластинчатых теплообменников и комплектующих. По данным Таможенной службы, Россия ежегодно импортирует более 200 тыс. таких пластин на сумму 120 млн евро.
Цифра
30%
минимальная целевой показатель доли новых бизнесов в выручке. Сейчас эта доля состаляет 14%
От частного к общему
Примеры освоения конкурентоспособной гражданской продукции есть и на других предприятиях ЯОК, но «Росатом» рассчитывает, что динамика развития неядерного сегмента будет выше. «Новые бизнесы, естественно, должны быть конкурентоспособными как на российском, так и на мировом рынке. Нам не нужна выручка ради выручки – нам нужны рентабельные производства», — подчеркнул первый заместитель гендиректора «Росатома» Кирилл Комаров.
Предприятия должны выводить изделия, потребителями которых станут не государства, а компании. «В идеале нужно продавать продукцию для простых граждан, потому что это самый надежный рынок», — сказал Кирилл Комаров. Речь не идет о возврате конца 1980-х, когда всех насильно заставляли выпускать товары народного потребления. «Мы на кастрюли переходить не будем. У нас высокотехнологичная отрасль, — подчеркивает Кирилл Комаров, — А это значит, нужно найти то, что соответствует нашему профилю и на что есть спрос у населения».
То есть задача — найти те самые продукты, научиться их изготавливать и продавать. И не только на внутреннем рынке, Потому что госкорпорация наращивает объем продаж за рубежом. Доля новых направлений бизнеса по итогам 2015 года в выручке составила около 14 %, плановый уровень — 30 %. Надо признать, гражданское направление предприятия ЯОК зачастую не считают приоритетом. «Нужно думать над тем, как сделать его равнозначным гособоронзаказу», — резюмирует Кирилл Комаров.
Время учиться
Для того чтобы успешно работать на свободном рынке, нащупывать ниши с хорошим потенциалом, продвигать свой товар, необходимы знания. Учить маркетингу управленцев от ЯОК «Росатом» будет в бизнес-мастерских. Их организует Корпоративная академия, а учителями выступят опытные специалисты компаний, работающих в России.
В 2016 году руководители 16 предприятий дивизиона наряду с развитием ключевых бизнес-компетенций будут готовить продуктовые стратегии по наиболее перспективным гражданским направлениям: АСУТП, системы безопасности, электротехника, станкостроение, изотопная продукция, суперкомпьютеры, лазерные технологии, геофизика малая энергетика. Руководство отрасли ожидает не менее 10 продуктовых стратегий, проекты в составе которых смогут претендовать на финансирование корпорации.
«Необходимо создавать условия для развития высокотехнологичных производств, но уже в логике открытого рынка, — комментирует руководитель проектного офиса «Развитие производства продукции гражданского назначения» Дмитрий Байдаров. — Важно искать новые формы кооперации, стремиться к локализации производства на территории России – для создания рабочих мест, роста промышленности, развития технологических компетенций».
По данным «СР», принято решение привязать зарплату руководства предприятий ЯОК к выполнению плана освоения новых видов гражданской продукции. В жесткой управленческой вертикали дивизиона такая мера может стать действенной.