Что заказываете: дождь или песчаную бурю?

Стресс-тесты для спецоборудования – начинки инженерно-технических средств физзащиты ядерных объектов – проводят в новом испытательном центре «Элерона». Надежность приборов, которые установлены на многих предприятиях «Росатома», проверяют дождем, туманом, песком, морозом и солнцем.

Оборудование «Элерона» работает по всему миру и, соответственно, во всех климатических условиях. «Проливной дождь и густой туман, как на Дальнем Востоке, песчаную бурю и палящее солнце, как в Египте, – любую погоду на устроим. Давайте телефон, проверим, будет ли он работать после стресс-теста», — начальник испытательного центра Иван Фетисов в эту минуту напоминает заправского фокусника. Я отнекиваюсь — мало ли что?
Слева от нас — камеры для испытаний низкой и высокой температурой. Можно нагреть до 150 °С, можно устроить 70-градусный мороз. «Большинство отказов электроники происходит именно из-за жестких климатических условий, которые можно воссоздать в наших камерах», — рассказывает Иван Фетисов. Крупногабаритная камера солнечного излучения, похожая на промышленную печь, как и предыдущая, позволяет установить высокую и низкую температуру. Кроме этого в ней установлены инфракрасные и ультрафиолетовые излучатели. Такая нагрузка — серьезное испытание для лакокрасочных покрытий. Недавно был случай: полимерная тесемка, которой были обвязаны образцы, под воздействием ультрафиолета превратилась в порошок. Это говорит о том, что материал нестойкий, значит, не годится.
Принцип действия следующей камеры, соляного тумана, — как у бытового увлажнителя воздуха. Пьезоизлучатель распыляет соляную смесь, которой проверяют защитные свойства материалов. Ржавчина, отслоение краски, деформация резиновых уплотнителей – вот признаки того, что изделие испытание не прошло. Обычно здесь тестируют изделия, которые предназначены для длительного срока службы на морском побережье, например на объектах «Атомфлота».
В камере рядом круглый год идет дождь. «Изделие два часа находится под потоком воды, — говорит Иван Фетисов. – Испытание дождем определено ГОСТом, даже указано количество пролитой воды».
Камера пониженного давления нужна, чтобы, например, узнать, перенесет ли изделие транспортировку в грузовом отсеке самолета при -50 ImageС и давлении 90 мм ртутного столба. «Я не помню, чтобы на этом испытании были отказы, но ГОСТ предписывает — мы выполняем», — разводит руками Иван Фетисов.
Следующая камера — термошока, испытание перепадом температуры. С интервалом три минуты показатель скачет с -50 до +50 ImageС. Здесь в основном испытывают платы. «Таких условий в природе нет, — поясняет Иван Фетисов. — Но изделия, выдержавшие это испытание, надежные и служат долгие годы».
Камера динамической пыли — испытание при воздействии пылевого ветра или бури защитных покрытий и герметичности изделий. Рядом — камера статической пыли, для приборов, работающих в запыленных помещениях. Камеры похожи, только в первой – больше песка, во второй – мела.
Инженеры-испытатели обрабатывают результаты в соседнем помещении, выпускают акты и протоколы – в общем, дают путевку в жизнь изделиям или, наоборот, заворачивают. Испытательный центр работает на полную мощность: номенклатура «Элерона» — более 200 видов продукции. Иван Фетисов добавляет: «Мы готовы испытывать технические средства охраны и для организаций «Росатома», разных ведомств и отраслей промышленности».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: