Основа будущего развития

Заканчивается первая ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года». Итоги впечатляют: в условиях урезания финансирования программа перевыполнена. Какие проекты были наиболее сложными и за счет чего удалось сделать качественный скачок, обсуждали представители научного сообщества и атомной отрасли на конференции в конце сентября.

По словам замдиректора по госполитике в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО «Росатома» Александра Абрамова, эффективность выполнения ФЦП составила рекордные 108,5 %, проведено более 300 мероприятий на 400 предприятиях. «Далеко не каждая федеральная целевая программа может похвастаться такими результатами. Причем по мере выполнения она была сокращена более чем на 10 млрд рублей», — подчеркнул он.
Достигнуть высоких показателей, по мнению Александра Абрамова, удалось в первую очередь за счет взвешенных управленческих решений, позволивших объединить усилия отраслевых институтов, Минпромторга, Ростехнадзора и других участников ФЦП, а также создания центров компетенций. «По логике, заложенной в ФЦП, ключевую роль в решении проблем бэкенда должны играть опытно-демонстрационные центры по переработке ОЯТ и выводу из эксплуатации, аккумулирующие спектр компетенций. Что касается ответственности по захоронению РАО, то теперь она законодательно закреплена за Национальным оператором», — сообщает Александр Абрамов.
За восемь лет было разработано более 50 технологий в сфере завершающей стадии ЯТЦ, в том числе 10 — по переработке ОЯТ. «Вначале мы даже не в полной мере понимали, как подходить к решению вопросов, связанных с некоторыми видами опасных отходов, — говорит Абрамов. — Теперь разработаны типовые решения для всех категорий РАО, апробированы и уже внедряются на объектах».
За счет формирования конкурентной среды удалось сэкономить более 4,2 млрд рублей. Абрамов рассказывает: «Если в начале программы при объявлении конкурса на выполнение работ зачастую мы сталкивались лишь с одним исполнителем, то сейчас идет борьба за тендеры на объекты, связанные с нашей программой».
Снизилась и удельная стоимость работ: реабилитация загрязненных территорий — в четыре раза, вывод из эксплуатации – в 2,5 раза, транспортировка ОЯТ — в 3,2 раза. «Раньше вывоз ОЯТ обходился в 722 тыс. рублей, сейчас это около 200 тыс. за тонну. Реабилитация 1 м2 загрязненной территории стоила около 10 тыс., сейчас – менее 2 тыс.», — приводит примеры Абрамов.

ОЯТ

ОЯТ – один из основных компонентов ядерного наследия. Предшествующая ФЦП концепция обращения с отходами, по сути, сводилась к долговременному хранению ОЯТ в бассейнах выдержки, мокром хранилище на ГХК, и только незначительная часть перерабатывалась на ПО «Маяк». «В начале нулевых эта концепция показала свою недееспособность. Массово выявлялись эффекты коррозии, потеря герметичности ОЯТ энергетических реакторов, деградация топлива реакторов АМБ и исследовательских реакторов, образовавшегося в 1950 — 1960-е», — рассказывает Абрамов. Изменить ситуацию было практически нереально без создания перерабатывающих мощностей и развития инфраструктуры предприятий. Для начала определили объемы ОЯТ и объемы дефектного топлива. Дальше был создан кластер по обращению, в который вошел ряд объектов на ГХК и «Маяке». Ключевой проект — сухое хранилище на ГХК. «Работа была очень сложная. Приходилось синхронизировать ввод объектов в эксплуатацию на ГХК с производительностью узлов подготовки топлива на станциях, с работой транспортников, чтобы решить проблему переполненных бассейнов выдержки, которая была тогда на станциях. Сейчас регулярно вывозится ОЯТ РБМК с Ленинградской и Курской АЭС. В 2016 году начнется вывоз топлива и со Смоленской АЭС», — говорит Абрамов. Однако часть ОЯТ РБМК непригодна для сухого хранения. «Мы определили объемы такого топлива – 5 %, — уточняет Абрамов. — Технология его переработки уже апробирована на заводе РТ-1 ПО «Маяк». Серийный вывоз и переработка, до 30 т в год, на РТ-1 предусмотрена с 2016 года.
ОЯТ исследовательских реакторов многие десятилетия накапливалось в таких крупных научных центрах, как НИИАР, ФЭИ, Курчатовский институт. Была проведена большая работа по диагностике состояния топлива, технологиям выгрузки и транспортирования. Например, центральное хранилище НИИАР было заполнено более чем на 89 %. За счет технического решения по уплотнению транспортных пеналов на переработку было вывезено 2653 ОТВС. В общей сложности по ФЦП ЯРБ было вывезено, переработано или размещено на долговременное хранение почти 30 тыс. ОТВС.

Теченский каскад

Всего в стране накоплено 470,3 млн м3 ЖРО, и в рамках ФЦП ЯРБ проведены работы по повышению безопасности пунктов хранения 81% этого объема, законсервировано 670 тыс. м3. Особое внимание в программе было уделено проблемам Теченского каскада водоемов, где накоплено 360 млн м3 радиоактивных отходов. «В конце 1990-х – начале 2000-х ситуация там складывалась не просто неблагоприятно — она пугала даже профессионалов. Возникала угроза полного разрушения плотины П-11», — рассказывает Абрамов. Риск устранили, соорудив бетонный гребень в плотине. Дальше были строительство первой, второй очереди общесплавной канализации, создание опытно-промышленной установки очистки воды, комплекс работ по снижению фильтрации радионуклидов в гидросеть.
«Ближайшая перспектива — очищение водоемов В-10 и В-11. За 30 лет планомерной работы прогнозируется значительное улучшение безопасности ТКВ, и загрязненные водоемы перестанут классифицироваться как РАО», — убежден Абрамов.

— НТЦ ЯРБ в формировании первой ФЦП не являлся локомотивом. Абсолютный локомотив в этом вопросе — Институт проблем безопасного развития атомной энергетики. Но наше участие в программе позволило госрегулятору оптимизировать нормативные требования и отработать методологию оценки безопасности объектов использования атомной энергии либо видов деятельности, которые осуществляются на объектах использования атомной энергии. Без этого было бы невозможно достичь тех результатов, которые высоко отметила миссия МАГАТЭ.
Результаты первой ФЦП ЯРБ впечатляют и академию, и нас, организацию, которая является составной частью регулирующего органа. Самыми сложными были объекты, которые относятся к ядерному наследию, — объекты «Маяка», ГХК, СХК. Твердо уверен, что без такой федеральной целевой программы с ее точно подобранными мероприятиями, четко сформулированными задачами и полученными результатами достичь снижения опасности, которую представляло ядерное наследие, было бы невозможно.Александр Хамаза, директор НТЦ ЯРБ

Нормы и правила

В рамках ФЦП совершенствовалась нормативная база, создавалась государственная система обращения с РАО, разрабатывались тарифы на захоронение, схемы территориального планирования размещения ПЗРО и формирование Национального оператора по обращению с РАО. В 2011 — 2012 годы правительство приняло 14 постановлений и распоряжений, проведена первичная регистрация РАО. Члены комиссии выезжали на каждый из 809 объектов, где находились радиоактивные отходы, осматривали и документировали. Кстати, в резервном фонде на захоронение РАО уже собрано 6,1 млрд рублей.

Вывод

По словам Александра Абрамова, одним из тяжелейших направлений программы был вывод из эксплуатации ЯРОО: «Если с ОЯТ и РАО было более-менее понятно, как обращаться, то как выводить из эксплуатации сложнейшие радиационно опасные объекты, было не совсем ясно. Ни у кого не было опыта». Однако план по выводу из эксплуатации перевыполнен: вместо 42 объектов выведено 53. Наиболее крупный объект – промышленный реактор ЭИ-2 на СХК, который в сентябре окончательно вывели из эксплуатации. Сейчас это холм. Было использовано более 100 тыс. м3 изолирующих материалов на основе местных глин. Итог работ: ядерные материалы удалены, наземная часть и непроектные хранилища ликвидированы. Графитовая кладка надежно законсервирована. Безопасность обоснована на более чем 1000 лет. Среди других объектов – исследовательские ядерные установки, промышленные и исследовательские здания и сооружения.

Международное сотрудничество

Некоторые проекты первой ФЦП, направленные на решение проблем наследия, были увязаны с международными, так как интересы совпадали. Например, утилизация ПТБ «Володарский» 1928 года постройки, которая в 1991 году была переведена в категорию стояночных судов с более чем 1200 м3 ТРО. Она разобрана и помещена в пункте длительного хранения РАО в Сайда-губе. Пункт создан в рамках международного сотрудничества. «Туда же в следующем году будет перевезена ПТБ «Лепсе», которую готовят к утилизации», — добавляет Абрамов.
Вывоз и утилизация РИТЭГ — другой, не менее сложный проект. «На сегодняшний день вывезено на разборку и захоронение 394 радиоизотопных генератора, — сообщает Абрамов. — Установки военного назначения вывозились в рамках глобального сотрудничества. За счет средств федерального бюджета вывезено 50 РИТЭГ гражданского назначения, а по двум работы завершатся в этом году».

Планы

Уже разработана вторая ФЦП ЯРБ, на 2016 —2025 годы и период до 2030 года. Сейчас она находится на согласовании в правительстве. Программа предусматривает достижение ряда важнейших показателей по переработке и вывозу ОЯТ, переработке и захоронению РАО, выводу из эксплуатации ЯРОО, реабилитации загрязненных территорий. К 2030 году планируется решить не менее половины накопленных проблем, в том числе завершить вывоз основного объема ОЯТ РБМК-1000 на централизованное хранение. «В течение ближайших пяти лет будет завершено создание ЕГС РАО. И есть все основания утверждать, что реализация ФЦП ЯРБ обеспечит системное решение проблем наследия и стабильное функционирование систем обращения с ОЯТ, РАО и вывода из эксплуатации», — заключает Абрамов.
Print

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: