К 2030 году в «Росатоме» будет 230 роботов на 10 тыс. сотрудников

В 2026 году «Росатом» намерен совершить серьезный скачок в деле автоматизации и роботизации промышленных производств. Как госкорпорация планирует стать одним из лидеров в промышленной роботизации и какие усилия, в том числе организационные, предстоит приложить, мы узнали из первых рук.

Оценка ситуации

«Технологии роботизации сейчас широко используются и практически безграничны,— говорит директор по технологическому развитию «Росатома» Андрей Шевченко.— В ходу промышленные, сервисные, логистические роботы, роботы антропоморфные, микроскопические, доставляющие лекарства к пораженным органам. Но «Росатом» прежде всего интересуют разработки в сфере роботизации производств, связанных с нашими технологическими переделами. И в этой сфере у нас есть компетенции как в части разработки и внедрения промышленных роботов, так и в части их производства».

Внедрение роботов на атомных производствах преследует две основные цели: заменить людей на участках с высокой радиационной нагрузкой (машины должны быть устойчивыми к ионизирующему излучению) и решить вопрос дефицита кадров (к 2030 году отрасли понадобится 337 тыс. новых сотрудников). Еще одна задача поставлена перед «Росатомом» на государственном уровне — обеспечить рост производительности труда не менее чем на 12% ежегодно. По предварительной оценке, для этого потребуется внедрить не менее 4 тыс. роботов и автоматизированных линий.

«В уходящем году мы провели технологические аудиты на многих предприятиях отрасли. Оказалось, что далеко не везде есть желание внедрять роботизированные комплексы на действующих производствах,— констатирует Андрей Шевченко.— Это отчасти понятно. Есть рабочая технологическая линия, которая позволяет выполнять производственные задания даже с запасом. А тут ее своими руками нужно остановить, вывести на переоборудование для удобства безлюдных технологий. Не скажу, что у нас масса желающих этим заниматься».

Лидер среди прошедших аудит предприятий — владимирский «Точмаш»: там в ближайшее время планируется внедрить 25 робототехнических комплексов на 10 тыс. сотрудников. На Балаковской, Калининской и Кольской АЭС плановый показатель роботизации — 12, 12 и 19 соответственно.

По итогам аудитов среди прочего выяснилось, что в ряде организаций роботы учитываются некорректно. Так, в составе автоматизированных линий может работать несколько роботов, однако в отчетности они отражаются как один объект — автоматизированная линия. Есть случаи, когда роботы фактически используются, но на балансе учитываются не как роботы и потому не попадают в статистику. В результате искажается реальная картина уровня роботизации. Чтобы обеспечить достоверный учет и единый подход к формированию данных, разработаны методические указания к сбору, предоставлению и учету информации в области роботизации. Эта методика позволит корректно отражать роботы в отчетности.

Альтернативы нет

В 2024 году «Росатом Сервис» приобрел компанию — производителя промышленных роботов «Атоминтелмаш». В то же самое время стартовала разработка стратегического плана роботизации и автоматизации отраслевых предприятий. «Мы провели три стратегические сессии. На первой обсуждали проблему как таковую, отношение к роботизации на предприятиях, основные технологические тренды. На второй центральной темой стал вопрос, нужен ли «Росатому» интегратор по роботизации, или мы сможем обойтись готовыми решениями,— рассказывает Андрей Шевченко.— Тогда же мы получили задания от гендиректора и приступили к их проработке. В октябре этого года на третьей стратсессии мы сформулировали варианты решений».

Выводы таковы. Роботизация для «Росатома» в целом и для его отдельных предприятий безальтернативна — иначе не удастся кардинально повысить производительность труда и эффективность, а также решить проблему грядущего кадрового голода. «Росатом» будет выступать в трех лицах: заказчика робототехнических решений внутри отрасли, интегратора таких решений, разработанных в том числе за пределами отрасли, а также разработчика и производителя робототехнических систем.

Компетенции по последнему пункту опираются на богатый опыт госкорпорации в сфере реверс-инжиниринга, позволяющего воспроизвести технологию производства уже известного (чаще импортного) изделия.

«На стратсессии мы также пришли к пониманию, что нужно опираться на сформированные в «Росатоме» подразделения и отработанные решения. В частности, на уже пройденный путь в развертывании ПСР (Производственная система «Росатом».— «СР»), цифровизации и критической информационной инфраструктуры»,— подчеркивает Андрей Шевченко.

Три шага для робота

Стратегическая задача госкорпорации — не создавать отдельные устройства, а выработать целостную программу роботизации. К каждому проекту роботизации применяется системный подход. Работа начинается с технико-технологических аудитов, которые позволяют выявить узкие места в производственных процессах. Далее — детальный анализ решений: где целесообразно внедрять роботы, где достаточно автоматизации, а где требуются организационные изменения. Каждый проект проходит обязательную экономическую оценку по методике «Росатома». Отбираются только те решения, которые подтвердили экономическую эффективность, обеспечивают производственный эффект и соответствуют требованиям безопасности.

«Роботизация не является самоцелью, приоритетом остается освобождение персонала от монотонного труда и создание полностью автоматизированных производственных участков за счет комплексной автоматизации процессов»,— заявил в ходе стратегической сессии директор департамента инвестиций ТВЭЛ Евгений Распопов.

Пример применения подходов ПСР в вопросах роботизации привел в своем докладе директор проектного офиса ПСР Антон Широких. На одном предприятии за пределами отрасли работали роботизированные токарный и фрезерный комплексы, смонтированные по принципу «один станок — один манипулятор». В цехе было задействовано пять роботов-манипуляторов, загрузка каждого не превышала 15%. После изменения геометрии размещения машин по принципу «четыре станка — один манипулятор» загрузка каждого робота увеличилась до 84%. Этот опыт планируется применить на предприятиях «Росатома».

Экономика процессов

«Роботизация производственных линий требует особой методики оценки экономической эффективности,— говорит заместитель гендиректора отраслевого центра развития инноваций Александр Швалев.— Основная задача такой методики — учесть не только прямые эффекты от внедрения роботов — рост выручки, объемов выпуска продукции, сокращение фонда оплаты труда, но и косвенные — снижение расходов на подбор персонала, уменьшение травматизма и проч. С ними проекты роботизации становятся более инвестиционно привлекательными. Мы такую методику разработали — первыми из крупных российских госкорпораций».

Еще одно несомненное преимущество «Росатома» — разработка цифровых платформ, программ машинного зрения и прочих, которые станут значимым дополнением к программе роботизации. Здесь госкорпорация планирует опираться на собственные разработки.

С нового года все проекты роботизации, которые запускаются на предприятиях «Росатома», будут проходить оценку по методике, утвержденной в «Росатоме».


12%

ДОЛЖЕН СОСТАВИТЬ ЕЖЕГОДНЫЙ РОСТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

230 роботов

НА КАЖДЫЕ 10 ТЫС. СОТРУДНИКОВ — ПЛАНИРУЕМАЯ ПЛОТНОСТЬ РОБОТИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ «РОСАТОМА» К 2030 ГОДУ


Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: