Педагогический прогресс: представляем победителей «Атомного урока»
Вместо параграфов в учебниках — поиски секретного кода, игры в ассоциации, «лечение» пациентов с опухолью мозга и многое другое. О творческом подходе к уроку рассказывают лауреаты всероссийского конкурса.
Великолепная тридцатка
Из 90 полуфиналистов в заключительный тур прошли 30. Свои уроки они презентовали в музее «Атом» двум жюри — детскому и экспертному (это новация в честь 80‑летия атомпрома). В детское отбирали по результатам всероссийской викторины. Самый младший член жюри, Степан Жуков из Краснокаменска, учится во 2-м классе. В составе взрослого жюри — ученые, управленцы и амбассадоры конкурса, финалисты и победители «Атомного урока» прошлых лет. «Я всегда говорю: в музей «Атом» ты приходишь на первое свидание с атомной отраслью, потом влюбляешься и остаешься. Вот с «Атомным уроком» точно так же: попробовал один раз и остался на долгое время», — отметила начальник управления программной деятельности Фонда содействия развитию научных, просветительских и коммуникационных инициатив «Атом» Дарья Толкачева.

Кроме музея «Атом» лучшие учителя из 22 регионов России побывали в мемориальном кабинете главы Минсредмаша Ефима Славского в «Росатоме» на Большой Ордынке и на первой в мире АЭС в Обнинске. Но вернемся к конкурсу. Детское и взрослое жюри выслушали пятиминутные выступления финалистов, посовещались и назвали лауреатов в 12 номинациях. Когда пришел черед объявить абсолютного победителя, выяснилось, что их двое. Андрей Скляров и Артем Инчин набрали одинаково много баллов, и оба получили приглашение в арктическую экспедицию «Росатома» «Ледокол знаний» в августе будущего года.
«Я рад, что появляются и живут такие удивительные проекты, как «Атомный урок». Благодаря им профессия учителя становится более заметной», — подчеркнул руководитель научной группы компании «Росатом Квантовые технологии», заместитель руководителя научной группы Российского квантового центра Дмитрий Чермошенцев, вручавший сертификаты победителям.
Перспектив больше, чем рисков
Учитель физики волгодонского лицея № 24 Андрей Скляров посвятил урок 80‑летию атомной промышленности. Вначале он попросил учеников начертить таблицу с двумя колонками: «Атомные перспективы» и «Атомные риски». Их заполняли по ходу занятия. Ребята сыграли в игру «Собери атом»: вслепую вытягивали жетоны с элементарными частицами и по таблице Менделеева определяли, какой элемент можно из них составить. Затем замеряли радиационный фон в кабинете. Накануне Андрей Скляров с учениками измерил фон вблизи Ростовской АЭС и записал видео. На уроке показатели сопоставили и сделали вывод: и там и там абсолютно безопасно. Напоследок обсудили тенденции развития атома в России и в мире. «К концу занятия первая колонка, перспективы, стала в разы длиннее второй. Так школьники через диалог и исследование пришли к выводу, что атом — это не музейный экспонат, а живой организм», — подытожил Андрей Скляров.

В поисках секретного кода
Второй победитель, заместитель директора и учитель истории и обществознания школы № 11 в Стерлитамаке Артем Инчин, начал презентацию так: «Конечно, можно было пойти по простому пути и рассказать об истории атомной промышленности. Но я предложил ребятам самим спланировать занятие из пяти тематических блоков. После каждого я называл часть кода, который нужно было в конце урока расшифровать».
Первый блок — профориентация. В ответах на вопрос «Какой должна быть профессия будущего?» наиболее часто встречались определения «высокооплачиваемая», «полезная», «интересная». Затем Артем Инчин включил видео со стройплощадки АЭС «Эль-Дабаа» в Египте. Там работает его брат, и он передал школьникам привет.
Четыре других блока — экономика и финансовая грамотность, история, международные отношения, обществознание. Школьники говорили о серьезных вещах — например, о роли «Росатома» в формировании среднего класса в России. Секретным кодом была дата 20.08.1945 — день рождения атомной промышленности.
«Сотрудники «Росатома» создают будущее в лабораториях, на сложных производствах. Я же создаю будущее по-другому: воспитываю в ребятах гражданственность и патриотизм. Лучший способ для этого — рассказать о том, почему мы можем гордиться своей страной. Проект «Росатома» как раз и дает нам возможность поговорить об этом», — завершил презентацию Артем Инчин.

Дюжина идей
- Лауреаткой в номинации «Популяризатор» стала Людмила Елисеева, учительница физики в Центре образования села Амгуэма (Чукотка). Ее урок начинается с устройства яранги — переносного жилища северных народов. На каркас яранги оленьи шкуры накладываются в два слоя, чтобы была прослойка воздуха — прообраз сэндвич-панели или композита.
- Учительница математики и информатики ставропольской школы № 46 Инна Портянко победила в номинации «Атом без границ». В Ставропольском крае расположена крупнейшая в России ветростанция — Кочубеевская. В поисках ответа на вопрос «Почему такие длинные лопасти не ломаются от ветра?» ее класс изучил свойства стальной и композитной арматуры, карбонового прута. Дети взвешивали образцы материалов, вычисляли плотность и решали другие задачи.
- Лауреатка в номинации «Квантовая мультивселенная» учительница физики лицея № 280 им. Лермонтова в Санкт-Петербурге Ксения Левинсон на своем примере объяснила, что такое суперпозиция. Она и учитель, и мама, поэтому готовит ужин и проверяет тетради одновременно. Поняв принцип подбора аналогий, дети придумывали свои ассоциации и мемы с терминами квантовой физики.
- В номинации «Электродвижение» победил учитель физики школы № 38 в Абинске (Краснодарский край) Григорий Сарвартдинов. У него на уроке рисовали атом лития, только вместо элементарных частиц в кружочки вписывали факты из истории атомной энергетики, варианты применения мирного атома и названия профессий будущего. В завершение урока школьники познакомились с принципом работы ручных генераторов и ответили на вопрос о том, как электричество попадает в дома.
- Преподаватель московского Центра педагогического мастерства Дмитрий Афанасьев, победивший в номинации «Физика и лирика», приготовил для урока карточки — по трем словам нужно было угадать объединяющее их понятие. Попробуйте и вы: «Северный полюс, судно, единственный».
- Победитель в номинации «Ранняя профориентация» преподаватель челябинского ИТ-лицея «Привилегия» Никита Терехов буквально на пальцах показал принцип работы реактора. Он попросил всех потереть ладони и приложить их к ладоням соседа. «Чувствуете тепло? Вы только что выработали частичку энергии и поделились ею. В каждом реакторе — тысячи таких «ладошек», которые передают нам свое тепло», — пояснил Никита Терехов.
- Наглядный пример работы мирного атома продемонстрировала учительница биологии иркутского образовательного комплекса «Точка будущего» Галина Егнаева, победившая в номинации «Сохраняя здоровье». На ее уроке ребята были биомедиками, радиационными технологами, онкологами-радиологами и медицинскими физиками. В конце вырезали пластилиновую опухоль из пластилинового мозга. Когда стало понятно, что скальпелем удалить новообразование, не задев здоровые участки, не получится, Галина Егнаева предложила использовать лазер.
- Лауреатка в номинации «Историческая память» учитель начальных классов гимназии № 9 в Электростали Полина Закота сделала фишкой урока опыт и простоту. «Я могу провести атомный урок буквально в любом уголке планеты, — сообщила она. — Все, что мне нужно, — стакан воды и ложка соли». С этим набором Полина Закота продемонстрировала детям принципы строения вещества.
- Победитель в номинации «Энергия будущего» Егор Наумов, учитель физики гимназии № 9 в Комсомольске-на-Амуре, провел урок в формате дебатов. Он разделил класс на специалистов «Росатома», желающих построить экотехнопарк на месте бывшего комбината «Усольехимпром», местных жителей, выступающих против проекта, и журналистов. Ребята не только потренировались в отстаивании своей позиции, но и повторили основные даты из истории предприятия.
- Ролевую игру для учеников придумал учитель биологии московской школы № 1222 Егор Федоров, лауреат в номинации «Экотехнологии». После небольшой лекции ученики разбились на группы. Каждая решала свою задачу в рамках общего проекта: в центре данных и аналитики обосновывали научную идею, в конструкторском бюро строили 3D-модель объекта (например, АЭС нового поколения), в отделе маркетинга занимались рекламой и т. д. Интересно, что разговоры и перемещения между группами были запрещены — только деловая переписка и жестикуляция.
- Мария Вострикова, учительница физики воронежской школы № 62, победила в номинации «Атом для дальнего космоса». На уроке ребята изучили принципы работы разных типов двигателей — химических, электрических, ядерных, и обсудили их плюсы и минусы. В финале класс посмотрел небольшой документальный фильм об ученом Семене Косберге. Его конструкторское бюро разработало третью ступень знаменитой ракеты-носителя «Восток».
- В номинации «Композитные материалы» победила Наталья Корнеева, преподавательница физики Многопрофильного колледжа при Магнитогорском государственном техническом университете им. Носова. Без старого доброго конспекта лекции не обойтись, уверена она, а вот для закрепления материала лучше составлять интеллект-карты. Мы мыслим ассоциациями и образами, поэтому нам проще запомнить схему, чем несколько страниц текста.