Электропривод по-русски: как сделать электромобили быстрее
В рамках Единого отраслевого тематического плана в топливной компании разрабатывают синхронный тяговый интегрированный электропривод (ИЭП) второго поколения на постоянных магнитах. Он позволит сделать перспективные электромобили компактнее, легче и быстрее.
Описание
Электроприводы первого поколения в основном состоят из инвертора, редуктора и электромотора. Разработчики новой модели предлагают систему «6 в 1»: шесть ключевых узлов (электродвигатель, силовая электроника, трансмиссия и др.) в одном корпусе.
Специалисты хотят применить модули на карбиде кремния и двигатель на постоянных магнитах с высокой частотой вращения — до 25 тыс. оборотов в минуту. Электропривод будет универсальным, подойдет для разных моделей машин.
Заказчик
Группа инновационных разработок бизнес-направления «Электромобильность» топливного дивизиона «Росатома».
Значение
Объединение основных узлов электромобиля упростит конструкцию приводов и их сборку, сократит количество кабелей, обеспечит передачу более высокой мощности. Высокоскоростные ИЭПы позволят уменьшить массу и размеры мотора и автомобиля в целом, снизить потребление электричества, сократить время разгона, увеличить скорость и длительность эксплуатации электромобиля.

Срок реализации
Разработка — 2025–2027 годы. До конца этого года будет готова методика визуализации магнитных полей, которая позволит с высокой точностью проводить оперативную дефектоскопию сложных намагниченных объектов. Изучение взаимодействия динамического поля внутри магнитных муфт и электродвигателей даст возможность оптимизировать конструктивные параметры ИЭПа.
В 2026 году планируется разработка конструкторской документации на экспериментальный образец электропривода на постоянных магнитах и патентные исследования. В 2027 году — изготовление экспериментального образца, испытания с подтверждением характеристик и расчет стоимости комплектующих с разработкой конструкторской документации на опытный образец и оснастку.
В рамках отдельного проекта до конца 2029 года планируется довести продукт до серии. Ожидаемый объем — десятки тысяч узлов ежегодно.
Потенциальные потребители
Технические характеристики привода согласованы с командой разработчиков первого серийного российского электромобиля «Атом». Однако ИЭП можно легко адаптировать под нужды любого производителя электромобилей.
Аналоги
В России аналогов нет. За рубежом есть варианты и с более высокой степенью интеграции для премиальных моделей электромобилей. Немаловажные цели разработки — импортозамещение и наращивание собственных компетенций «Росатома» в электроавтомобилестроении.