Последний причал черного «Кита»: как превратить атомную подлодку в музей

Три года назад первую советскую атомную подлодку (АПЛ) К‑3 «Ленинский комсомол» проекта «Кит» доставили в Кронштадт. Она стала центральным экспонатом Музея военно­морской славы в кластере «Остров фортов», а операция по ее транспортировке вошла в историю. Подробности приводит директор «Острова фортов» Константин Чамилович.

Не списать, а сохранить

В 1990‑е годы К-3 хотели утилизировать — ​как говорится, пустить на иголки. Спасти легенду удалось благодаря неутомимой энергии ветеранов флота, доброй воле командования ВМФ России, знаниям специалистов Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и инициативе сотрудников «Острова фортов».

Перерождение в выставочный корабль и новая прописка в Кронштадте символичны: совсем рядом, в ленинградском конструкторском бюро «Малахит», увидел свет проект 627 «Кит», по которому строили «Ленинский комсомол». Здесь же, в Северной столице, похоронен главный конструктор «Кита» — ​Герой Социалистического Труда Владимир Перегудов.

Путешествие по Беломорканалу

В 2021 году утвердили перевозку К‑3 в Кронштадт из акватории судоремонтного завода «Нерпа» в Мурманской области, где она долгие годы ждала своей участи. Но как ржавеющему 100‑метровому гиганту весом 2,5 тыс. т преодолеть 2 тыс. км, разделяющих Баренцево море и Финский залив?

АПЛ решили поставить на огромный плавучий док «Свияга». Док частично погружается в воду, в него заводят лодку, он всплывает, поднимая груз на палубу, и идет как обычное судно. «Свияге» впервые довелось пройти по рекам, озерам, каналам и шлюзам Беломорканала. Константин Чамилович показывает пальцами расстояние между бортом «Свияги» и кромкой шлюза: «Всего 5 см! Просто филигранная работа операторов шлюза и всех, кто управлял этим доком».

К-3 заводят в плавучий док «Свияга»
Есть идея!

С декабря 2021‑го по июнь 2022 года подлодка стояла на Кронштадтском морском заводе. Корпус окрасили, заменили сильно проржавевшие части, практически полностью восстановили легкий корпус. Затем приварили опорные основания, необходимые для транспортировки и установки на фундаментную плиту.

«Уже тогда мы понимали, что лодку надо будет доставить в музей по суше. Ничего подобного в мире еще не делали. Мы долго ломали голову, как ее туда завести, — ​продолжает Константин Чамилович. — ​Может, закатить на валиках или роликах? Но это сложно и дорого. Были и другие идеи, практически нереализуемые. Однажды мы с коллегой увидели передачу, как перевозят огромные газотурбинные двигатели на подвижных тележках. А чем К‑3 не двигатель? Только длинный и очень тяжелый».

Наш собеседник вспоминает, что получить разрешение нужно было в 20 ведомствах: «Когда пришли согласовывать проект в ВМФ, там удивились — ​дескать, подводные лодки по суше не ходят, этого не может быть!»

Инженерно-логистический проект транспортировки разрабатывали несколько месяцев. В результате появилась оригинальная схема, безопасная для экологии Финского залива, оптимальная по срокам и затратам и сочетающая морскую и сухопутную перевозку.

Помощь «Атланта»

Первая часть транспортировки, морская, началась с буксировки К‑3 от Зимней пристани Кронштадта до акватории Выборгского судостроительного завода. Константин Чамилович говорит, что команде проекта улыбнулась удача: вывести АПЛ было по плечу только «Атланту», полупогружной барже, — ​и она оказалась свободна.

«Ленинский комсомол» перегрузили на «Атлант» и доставили к терминалу «Моби Дик» в Кронштадте. Там находится единственная причальная стенка, способная выдержать вкатывание К‑3. Рассчитать нужно было вес всего: опорных конструкций, крепежей, техники. Только в операции по позиционированию подлодки относительно «Атланта» участвовали четыре десятка человек. На гайд-постах непрерывно работали команды водолазов и докмейстеров.

В терминале «Моби Дик» прямо на борту «Атланта» корпус К‑3 разделили на две части.

Часть подлинных приборов с К‑3 передали в музей продюсеры фильма «Северный полюс», посвященного арктическому походу АПЛ
Дальше — ​по суше

На старте сухопутного этапа операции части лодки сняли с баржи и установили на самоходные оси. Путь до музея (тогда строящегося) по улицам Кронштадта составлял около 5 км. Работали по ночам. Сначала отправили кормовую часть лодки, следующей ночью носовую. Транспортную операцию продумывали в 15 институтах. Одни организовывали дорожное движение. Другие проектировали усиление конструкций.

«Мы везли ее над различными коммуникациями, рядом с сетями газо-, водоснабжения. Учитывая нагрузку, считали, где, как и что нужно усилить, что демонтировать. Администрация Петербурга всячески нам помогала», — ​отмечает Константин Чамилович.

По пути следования груза демонтировали более 800 м бордюра и свыше 70 дорожных конструкций: знаков, мачт освещения, светофоров (потом все восстановили). К зданию Музея военно­морской славы проложили специальную подъездную дорогу.

Сборка и реставрация

Части К‑3 соединили и в январе 2023 года начали готовить к музеефикации. Обследование помещений показало, что более 70 % оснащения утрачено или сильно пострадало от времени. Было воссоздано историческое оборудование, подъемно­мачтовые устройства — ​стабилизаторы, винты, рули. С августа 2023 года восстанавливали конструкции палуб, настилы, выгородки, лестницы, ставили ограждения для перемещения экскурсантов, монтировали внутренние инженерные системы. Затем реставрировали оборудование и восполняли утраченное, устанавливали элементы экспозиции и цифровые информационные носители.

«Как какая деталь точно выглядела, как монтировалась — ​обо всем этом мы консультировались со специалистами ВМФ и ветеранами, в том числе служившими на К‑3», — ​рассказывает Константин Чамилович.

Экспозиция отражает ключевые моменты проектирования и строительства К‑3 — ​и ядерной установки, и навигационных комплексов, испытания которых были основной задачей походов «Ленинского комсомола». Еще одна важная линия — ​рассказ о технологиях на флоте и уникальном комплексе оборудования для полярной подводной навигации. Особое внимание уделяется историям людей — ​ученых и конструкторов, создавших первую советскую АПЛ, подвигам ее экипажа.

Многие элементы оборудования можно потрогать. В одном отсеке стоит полномасштабный макет ядерной установки, доступ к нему открыт. Интегрированные в макет LED-экраны демонстрируют объемную модель ядерного реактора в разрезе с пояснениями. Во все девять отсеков органично интегрированы мониторы, монофоны и проекции с интерактивными сценариями, анимациями, наглядно показывающими принципы работы разных приборов и установок. Все это помогает максимально понятно и увлекательно рассказать о К‑3 посетителям любого возраста.

Снаружи «Ленинский комсомол» выглядит внушительно, но, когда ты внутри, сложно представить, как здесь размещались 104 члена экипажа. К тому же лодку посещали правительственные комиссии и производственные делегации. Места в каютах совсем немного, центральный пост тоже миниатюрный. И только у командира корабля было «личное пространство» — ​его каюта.

«Костяк группы, работавшей над проектом [музеефикации], составляли 10–15 человек. Но было много соисполнителей. Специалисты входящих в ОСК предприятий максимально нам содействовали. Готовили проектную документацию для восстановления корпуса, проектировали опорные и монтажные конструкции для размещения К‑3 в музее, вели техническое сопровождение реставрационных работ и проч. Отдельная благодарность — ​ветеранам ВМФ, живо откликнувшимся на просьбу помочь воссоздать исторический облик помещений», — ​говорит Константин Чамилович.

На втором этаже Музея военно­морской славы расположена экспозиция «Росатома», посвященная атомным технологиям и Севморпути. Здесь находится макет рубки ледокола проекта 22220 с тренажером, модель главного пульта управления атомной установкой, проекция реактора, иммерсивные панели и многое другое.

Отдельная операция — вписаться в поворот на перекрестке между жилыми домами

Кстати

В мире всего два музея в АПЛ. Американский Nautilus, первая атомная субмарина, стоит на месте списания — ​в доке у берегов Коннектикута. Ее отбуксировали к причалу, восстановили часть отсеков и открыли для посещения. Наша К‑3 — ​единственная в мире АПЛ, которая стоит не на воде, а на суше, да еще внутри здания.


2 года

заняло превращение К-3 в музей

2 месяца

подлодка добиралась до Кронштадта по воде

3 ночи

ушло на транспортировку частей АПЛ от терминала «Моби Дик» до «Острова фортов»

~ 200 тыс. человек

побывали в «Ленинском комсомоле», превращенном в музей


Справка

Музей военно­морской славы и кластер «Остров фортов» — ​общественное пространство. Любой их посетитель может осмотреть «Ленинский комсомол» снаружи. Чтобы попасть внутрь, нужно купить билет.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: