Мелодии для атома с оркестром: музей «Атом» отметил второй день рождения
2 ноября музей «Атом» отметил второй день рождения. Накануне праздника запустили новые проекты — в частности, 31 октября состоялся первый концерт фестиваля музыки и науки «Резонанс». Как резонирует теория относительности Альберта Эйнштейна с «Подлинными дряблыми прелюдиями для собаки» французского композитора Эрика Сати, узнала наша корреспондентка.
«У большого научно-технологического музея должен был появиться свой музыкальный фестиваль, — сказала перед концертом гендиректор «Атома» Елена Мироненко. — Есть Vivarte в Третьяковке, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Пушкинском музее, теперь есть «Резонанс» в «Атоме». Наука и искусство — два способа познания и осмысления окружающего мира, которые дополняют и обогащают друг друга».
Концепцию придумали вместе с художественным руководителем Нижегородского театра оперы и балета им. Пушкина Алексеем Трифоновым — он куратор фестиваля. XX век разделили на отрезки по 20 лет, получились пять блоков программы: музыкальные произведения и небольшая лекция о развитии науки в тот период.
Первый концерт дали 31 октября в закрытом формате (в открытом его представят 20 ноября). Номера выбирал Алексей Трифонов. «Вы не услышите здесь ни Стравинского, ни Дебюсси, ни Равеля, ни Прокофьева, ни Шостаковича. Но, надеюсь, откроете для себя огромное количество новой, интересной, захватывающей музыки — произведений, которые отвечали на вызовы начала прошлого века», — подготовил он слушателей.
В видеолекции «Предчувствие и порог новой эры. Картина мира. 1900–1919 годы» научный куратор музея «Атом» доктор физико-математических наук Алексей Семихатов рассказал о переломных моментах в физике того времени. Специальная и общая теории относительности перевернули представления о пространстве, времени и гравитации, квантовая механика раскрыла дискретную природу материи и энергии на атомном уровне. Эти революционные теории были основаны на работах Макса Планка, Нильса Бора, Альберта Эйнштейна. Последний, кстати, обожал Баха и Бетховена, да и сам весьма неплохо исполнял Моцарта.

Начало прошлого века совпало с бурной экспериментальной фазой развития европейской музыки. Это первая волна авангарда, новые созвучия и имена. Фестиваль открыли Андрей Ильин (скрипка) и Николай Гольцев (рояль) Концертным экспромтом для скрипки и фортепиано соль-бемоль мажор румынского композитора Джордже Энеску. Вторым номером шла музыкальная поэма «Закат» итальянца Отторино Респиги, написанная в 1914 году на стихи английского поэта Перси Шелли. Песню о несчастной любви исполнила лауреат премии «Онегин» меццо-сопрано Яна Дьякова в сопровождении струнного квартета.
Лауреат Международного конкурса им. Чайковского пианист Валентин Малинин сыграл пять произведений Эрика Сати. Названия пьес композитора-авангардиста вызывали резонанс в начале XX века, удивились им и слушатели в «Атоме»: «Подлинные дряблые прелюдии для собаки», «Мечты из детства Пантагрюэля», «Часы многовековые и мгновенные», «Бюрократическая сонатина» и «Парад».
«Наш марш» исполнили Яна Дьякова (вокал) и Валентин Малинин (рояль). Стихи футуриста Владимира Маяковского в 1918 году положил на музыку Артур Лурье, начальник музыкального отдела Наркомпроса. В 1922 году он уехал в Берлин и больше в Советский Союз не возвращался.
Финальным аккордом стал Нонет для голоса, флейты, арфы, фортепиано, струнного квартета и исполнителя пластического танца. На премьере произведения Владимира Щербачева в 1919 году танцевала прима-балерина Мариинки Ольга Преображенская. В «Атоме» балета не было, вокальную партию исполнила лауреат премии «Золотая маска» сопрано Венера Гимадиева.
Следующие концерты запланированы на 20 ноября, 13 декабря, 13 февраля, 12 марта и 16 апреля. Следите за афишей на сайте музея atom.museum.