Как оживить Кощея: интервью с режиссером Романом Артемьевым

Роман Артемьев — актер, режиссер и сценарист. В числе его режиссерских работ — комедия «Беги» с Михаилом Пореченковым и Никитой Кологривым и семейный мультфильм «Кощей. Похититель невест». «СР» расспросила Романа Артемьева о детстве в Глазове и разнице между игровым кино и анимацией.
— Вы с детства хотели стать режиссером?
— Интерес к кинематографу пришел ко мне лет в десять. Во многом это заслуга отца. Мы с ним часто ходили в видеосалоны — это было наше особое время. В основном выбирали фантастику, фэнтези и культовые боевики того периода. Конечно, до Годара с Тарковским было далековато, но первое ощущение магии кино я испытал именно тогда. В 10‑м классе увлечение переросло в нечто большее: я создал на местном телевидении передачу «Раз кино, два кино». Сам писал сценарии, подбирал музыку и монтировал. Параллельно занимался в театральной студии глазовского Дворца культуры «Россия». Тогда и созрело решение поступать на актерский во ВГИК. Мой педагог Надежда Петровна Козлова помогла мне подготовиться — вместе мы выбирали и оттачивали вступительный репертуар.
— Поступили сразу?
— Нет, с первого раза не получилось. В конце 1990‑х годов конкурс во ВГИКе был огромным — около 100 человек на место. Я поступил с третьего раза и нисколько не жалею, ведь в результате попал на курс к Алексею Баталову. Он был не только выдающимся актером, но и замечательным педагогом, учиться у него было большой удачей. Уже на последних курсах, снимаясь в кино, я ловил себя на том, что в голове рождаются собственные сюжеты. Я хотел их реализовывать.
— С чего начинается фильм? С какой‑то мысли или истории?
— Сюжеты возникают из разных источников, но чаще всего из личного опыта и эмоций. Иногда отправной точкой становится герой с изъяном. Именно так было с Кощеем. Когда мы с Генрихом Небольсиным, соавтором, работали над сценарием, я предложил взглянуть на персонажа под новым углом: найти в нем положительные черты, понять, что сделало его антагонистом. Эта идея и легла в основу мультфильма «Кощей. Похититель невест». А бывает, что все начинается с чисто кинематографической задачи. Как, например, с фильмом «Беги» — хотелось создать максимально напряженную и динамичную историю. Так появилась идея картины, где все действие укладывается в 24 часа непрерывной погони. Мне было важно показать, как через противостояние, в котором один преследует другого, раскрываются характеры героев, в этом и заключалась одна из главных ценностей работы над фильмом.

— Как вы работаете на площадке?
— Мой метод можно описать как «тотальный контроль с безграничными рамками». Представьте, что я тренер по футболу. Сначала мы с актерами долго репетируем, отрабатываем схемы. Я всегда контролирую процесс, но, когда вижу, что команда действует слаженно, разрешаю импровизировать в рамках заданной тактики. Именно тогда зачастую рождаются лучшие моменты. Так что мой контроль — это правила игры, которые не ограничивают, а открывают пространство для творчества.
— Вы больше 15 лет снимали игровое кино и сами снимались в нем. А в 2022‑м в прокат вышел ваш первый мультфильм — «Кощей. Похититель невест». Почему вы занялись анимационным кино?
— Анимация оказалась сложнее. Здесь нет актеров — приходится буквально вдыхать жизнь в безжизненные формы. Это невероятно кропотливый процесс: нужно не просто придумать персонажа, а создать для него целый мир. Почему анимация? Это давняя мечта и сознательный вызов самому себе — хотелось расширить творческие границы. Работа над «Кощеем» действительно помогла по-новому взглянуть на кинопроизводство.
— Какими проектами занимаетесь сегодня?
— Сейчас полностью погружен в работу над сиквелом — мультфильмом «Кощей. Тайна живой воды». Изначально мы не планировали продолжения, но первый фильм нашел отклик у зрителей, оказался успешным. Более того, вторую часть приобрели для показа в более чем 30 странах еще до ее релиза. Нам удалось сделать так, что история, основанная на русском фольклоре, стала понятной зрителям любого возраста в разных странах. В этом плане анимация — идеальный проводник, она стирает границы между культурами.
— Вы давно уехали из родного города. Бываете здесь? Отмечаете, как он меняется?
— В Глазове всегда была насыщенная культурная и спортивная жизнь. И, что радует, она не просто сохранилась, а продолжает развиваться. Появляются новые общественные пространства, благоустраиваются улицы. Здесь живут мои родители, и, хотя бываю нечасто, всегда радуюсь позитивным изменениям.

Фестивальный дебют
«Тася» — короткометражный дебют Романа Артемьева. Премьера состоялась в 2007 году. Фильм рассказывает историю встречи и короткого сосуществования девушки Таси и солдата. На XVI кинофестивале «Киношок» картина получила специальный приз международного жюри «за очевидные кинематографические достоинства», а также приз жюри продюсеров «за искреннюю попытку проникновения в человеческие отношения». Фильм был показан на кинофестивале Telluride Film Festival (США), Международном фестивале любительского кино в Келибии (Тунис) и других площадках.
«Это была одна из моих учебных работ. Черно-белая пленка, ни единого слова — только игра двух актеров. Получилась поэтичная и очень чувственная история. И что важно, ее эмоциональный язык оказался понятен зрителю в любой точке мира», — отметил режиссер.
Что посмотреть
Рекомендации Романа Артемьева
- «Назад в будущее», 1985 год. «Фильм, который можно пересматривать бесконечно. После него остается ощущение, что ты не бессилен перед обстоятельствами — все в твоих руках».
- «Охотники за головами», 2011 год. «Европейский триллер, который смотрится на одном дыхании».
- «Визит», 2015 год. «Необычный гибрид хоррора и комедии от знаменитого М. Найта Шьямалана, где за напряженным сюжетом скрывается неожиданно трогательная история о семейных ценностях».