От Севморпути до Керченского пролива: зачем нужен научный флот

«Росатом» развивает Севморпуть — ключевую транспортную артерию Арктики. Чтобы судоходство было безопасным для природы, важно знать, как оно влияет на экосистемы. Глубоководные экосистемы — специализация Института океанологии им. Ширшова РАН. О том, какие исследования там ведут, зачем нужен научный флот и как связаны академик Келдыш и «Титаник», — в статье «СР».
Институт океанологии РАН — один из мировых лидеров в экспедиционном изучении Арктики. Ученые проводят порядка 10 крупных морских экспедиций ежегодно. В Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское моря уходят, чтобы больше узнавать природу Мирового океана — крупнейшей экосистемы планеты — и решать практические задачи в сфере мониторинга климатических изменений, рационального освоения ресурсов и предотвращения катастроф. Так, ученые хотят точнее моделировать процесс таяния арктических льдов, который влияет на глобальную погоду и экосистемы, и стратегии адаптации. К тому же таяние льдов открывает доступ к ресурсам арктического шельфа.
«Наш институт занимается исследованиями в Арктике довольно плотно последние 25 лет. Почему Арктику важно изучать? Дело в том, что это системообразующий регион для всей Земли и в первую очередь для России. Потому что Россия владеет порядка 75 % арктического шельфа. Там располагаются залежи полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа, которые пока не добываются, но имеют большой потенциал», — комментирует Александр Полухин, руководитель лаборатории биогидрохимии Института океанологии РАН.

Научный флот
Первым директором Института океанологии был Петр Ширшов — выдающийся ученый, организатор и один из основателей отечественного научно-исследовательского флота. При нем институт получил «Витязя» — первое советское научно-исследовательское судно, работавшее по всему Мировому океану. Экспедиции в Тихий и Индийский океаны заложили фундамент советской школы океанологии. Сейчас «Витязь» — главный экспонат Музея Мирового океана в Калининграде.
Институт сформировал крупнейший в России научно-исследовательский флот. В оперативном управлении института пять морских судов неограниченного района плавания: два среднего тоннажа — «Академик Борис Петров» и «Академик Николай Страхов», и три крупного, водоизмещением около 7 тыс. т, — «Академик Сергей Вавилов», «Академик Иоффе» и «Академик Мстислав Келдыш». Они могут вести непрерывные исследования 90 дней, добраться в любые точки Мирового океана.

Жизнь в мазуте
В декабре 2024 года в Керченском проливе произошла экологическая катастрофа: корпуса двух нефтяных танкеров были повреждены во время шторма, мазут попал в акваторию Черного моря. Этим летом ученые Института океанологии отправились в экспедицию вдоль северо-восточного побережья Черного моря и обследовали семь точек: от поселка Джемете под Анапой до села Лермонтово в Туапсинском районе. На участке длиной около 2 км рядом с Джемете обнаружили пятна мазута, радужные пленки на воде и единичные выбросы в прибойной зоне. В пробах донного макрозообентоса обнаружилось большое количество организмов: крабов-плавунцов, креветок, раков-отшельников, медуз-корнеротов и двустворчатых моллюсков. Были молодые особи — свидетельство продолжения репродуктивных процессов в условиях загрязнения.
Отдельное внимание ученые уделили микрофитобентосу — сообществам микроводорослей и бактерий, живущих в верхнем слое донных отложений. В полосе наката (зоне контакта суши и моря), подвергавшейся наиболее сильному воздействию мазута на протяжении нескольких месяцев после разлива, микрофитобентос начал восстанавливаться.
«Поскольку эти сообщества являются кормовой базой для большинства беспозвоночных животных, колонизирующих песчаное дно мелководий, можно говорить и о начале восстановления этой области прибрежной экосистемы уже на ранних этапах после разливов — по сути, в первые дни после уборки сплошной пленки мазута, покрывавшей полосу прибоя», — поясняет ведущий научный сотрудник лаборатории экологии прибрежных донных сообществ Филипп Сапожников.
Голливуд ушел под воду
Документальными кадрами, реконструкцией некоторых событий, интерьеров и вдохновением режиссера Джеймса Кэмерона знаменитый фильм «Титаник» (1997) обязан «Академику Мстиславу Келдышу». Это научно-исследовательское судно оборудовано спускаемыми аппаратами «Мир», способными погружаться на глубину более 6 км. Кэмерон неоднократно спускался в «Мире», чтобы снять крупные планы и помещения затонувшего лайнера.
В 2005 году с участием «Академика Мстислава Келдыша» была организована первая в мире прямая трансляция с океанских глубин. Съемки также вели с двух «Миров». Видеосигнал передавался на поверхность по шестикилометровому оптоволоконному кабелю, судовая антенна «Академика Мстислава Келдыша» транслировала его через спутник.