Ток-шоу в поезде: зачем проецировать данные на лобовое стекло

«Импульс-Атом», резидент территории опережающего развития (ТОР) «Заречный», проектирует программно-аппаратный комплекс для Российских железных дорог. Оборудование будет замерять параметры работы токоприемника и проецировать на лобовое стекло поезда.
«Импульс-Атом» получил статус резидента ТОР «Заречный» в 2021 году. Компания выпускает детали для оптоэлектроники, точного машиностроения, авиа-, станко- и приборостроения. Проект для РЖД — попытка выйти на новый перспективный рынок. «До этого мы работали в основном с предприятиями «Росатома», «Ростеха» и концерна «Алмаз-Антей». Партнерство с РЖД будет способствовать расширению бизнеса в области машиностроения», — говорит гендиректор компании Валерий Чуйков.
Все началось на одном бизнес-мероприятии, организованном администрацией Пензенской области, где представители «Импульс-Атома» познакомились с представителями Куйбышевской железной дороги, филиала РЖД. Железнодорожники рассказали, что собираются обновлять подвижной состав и хотят сделать электровозы технологичнее.
«Сейчас показатели выводятся на панель управления, расположенную на уровне пояса машиниста. Это неправильно с точки зрения эргономики, — поясняет заместитель гендиректора «Импульс-Атома» по научной работе Денис Стулов. — Гораздо удобнее, когда информация на уровне глаз. Мы сделаем прибор, который будет проецировать данные на лобовое стекло. Он будет состоять из вычислительно-индикационного блока и блока съема таких параметров, как наличие электрической дуги, износ контактов, напряжение в сети и проч. Таким образом, машинист сможет оценивать состояние токоприемника».
Токоприемник — прибор, который передает электроэнергию от контактной сети электровозу. Во время движения полоз токоприемника, поддерживаемый каретками, скользит по контактному проводу угольными вставками, и происходит токосъем. Если между токоприемником и проводом плохой контакт, начинают лететь искры, возникает электрическая дуга. Из-за этого контактный провод может перегореть, и транспорт встанет.
«Сейчас машинист узнает о возникновении электрической дуги, только если провод перегорит и движение прекратится. Теперь же на лобовое стекло будет поступать информация о параметрах электрического напряжения и любых ошибках в работе токоприемников. Мы просто установим датчики, которые принимают ток на проводах. Секундный или миллисекундный разряд — они сообщают машинисту: токоприемники изношены, нужно пройти техобслуживание, чтобы не допустить аварии», — рассказывает Валерий Чуйков.
В мае «Импульс-Атом» и РЖД подписали соглашение о сотрудничестве. Резидент занялся опытным образцом программно-аппаратного комплекса.
«Сначала наше проектное бюро разработает дизайн платы. Сами платы напечатает одно пензенское предприятие. После испытаний можно будет наладить серийное производство. Наши приборы подойдут и для электричек, и для поездов метро — мы их унифицируем. План дооснащения подвижного состава нашим устройством сейчас находится на рассмотрении у руководства РЖД», — говорит Денис Стулов.
На один состав — электричку, электровоз с грузовыми или пассажирскими вагонами — нужен один прибор. Только Куйбышевскому филиалу РЖД требуется минимум тысяча таких изделий. Опытный образец должен быть готов к концу лета. В декабре этого года его установят на один из электровозов Куйбышевской железной дороги и испытают.
473 рабочих места
создали 18 резидентов ТОР «Заречный»
Справка
«Импульс-Атом» также разрабатывает многоразовые беспилотные системы самолетного типа гражданского назначения, антенны и ретрансляторы для них. Размах крыльев беспилотников варьируется от 90 см до 2,5 м. Дальность полета достигает 100 км, скорость — 90 км/ч. Сверхлегкие корпусы БПЛА позволяют долго планировать, за счет чего увеличивается дальность полетов и снижается энергопотребление. Беспилотники предназначены в том числе для экологического мониторинга и доставки небольших грузов.