Атомоход «Россия» поведут через льды «Илья Муромец» и «Добрыня Никитич»

На «ЗиО-Подольске» закончили изготовление первой реакторной установки РИТМ‑400 для сверхмощного атомохода «Россия» — головного судна проекта 10510 «Лидер». 20 мая команду завершить работу дали по видеосвязи из Совета Федерации председатель верхней палаты парламента Валентина Матвиенко и гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев. Реактор назвали «Илья Муромец».
Судовыми реакторными установками на заводе машиностроительного дивизиона в Подольске занимаются 12 лет. За это небольшое по меркам атомного производства время там досконально освоили нюансы изделий, спроектированных другим предприятием дивизиона — Опытным конструкторским бюро машиностроения им. Африкантова.
На ходящих по Севморпути ледоколах проекта 22220 «Арктика», «Урал», «Сибирь» и «Якутия» работает по паре РИТМ‑200, пара — на проходящей испытания «Чукотке». На разных стадиях готовности еще 10 РИТМов, шесть из которых предназначены для плавучих атомных блоков и наземных объектов малой энергетики. Следующая ступень эволюции проекта — РИТМ‑400, самый мощный судовой ядерный реактор в мире. Тепловая мощность увеличена до 315 МВт: он мог бы снабжать энергией тысячу средних жилых девятиэтажек.
Изделие-пионер было в производстве три года. За это время на «ЗиО-Подольске» запатентовали семь изобретений.
По архитектуре РИТМ‑400 почти не отличается от предшественника, только тяжелее и несколько габаритнее, поэтому производство под новые установки глубоко модернизировать не пришлось. Изменилось наполнение: вместо шестигранных топливных сборок с цилиндрическими твэлами и дистанционирующими решетками — цилиндрические топливные сборки с самодистанционирующимися твэлами сложного профиля. Система аварийного расхолаживания дополнена воздушным теплообменником.

Проектно-конструкторские инновации позволили продлить топливную кампанию: РИТМ‑400 может работать без дозаправки 26 тыс. часов.
Строящееся на дальневосточной верфи головное судно «Россия» может колоть четырехметровый лед и прокладывать канал 50‑метровой ширины. Мощность 120 МВт на гребных винтах обеспечит атомоходу скорость в 12 узлов в двухметровых льдах. Все это позволит наладить круглогодичную навигацию по Севморпути и упростит транспортировку больших партий сжиженного природного газа, нефтепродуктов и нестандартного оборудования — например, платформ для морской нефтедобычи.
Ледокольным инновациям уделяется самое пристальное внимание. Команду завершить сборку выкрашенного в символический зеленый цвет чистой энергии первого РИТМ‑400 и отправить с заводского стапеля на финальные испытания отдали по видеосвязи из Совета Федерации Алексей Лихачев и Валентина Матвиенко. Там же, на первом этаже здания верхней палаты парламента, открылась приуроченная к 80‑летию атомной отрасли экспозиция «Гордость. Вдохновение. Мечта».
Девять лет назад Валентина Матвиенко стала крестной матерью ледокола «Арктика». Помня об этом, Алексей Лихачев пригласил ее принять участие в церемонии спуска на воду «России». Он рассказал, что в отечественной атомной промышленности было принято давать имена реакторам. Так, первый в СССР уранграфитовый промышленный реактор «А» нарекли «Аннушкой», действующие на «Маяке» реакторы зовут «Русланом» и «Людмилой». «Завершение изготовления реактора РИТМ‑400 — знаменательное событие и для ледокольного флота, и для «Росатома», и для всей нашей страны. Реакторам, которые наделят атомоход невиданной силой, мы решили дать имена русских богатырей Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Былинные герои совершали подвиги во имя Руси, а новые реакторы, названные их именами, помогут ледоколу «Россия» покорить суровые льды Арктики», — провел аналогию Алексей Лихачев. Глава машиностроительного дивизиона Игорь Котов пообещал отправить «Добрыню Никитича» на верфь уже через пару месяцев.