«Я стала смелее и сильнее»: как «[не]Видимая сила» помогает по-новому взглянуть на себя

Выпускница программы «[не]Видимая сила» Корпоративной академии «Росатома» Александра Свенцицкая родом из Волгодонска. О том, как 11 недель учебы помогли ей поверить в себя и резко перевернули профессиональную и личную жизнь, она рассказала «СР».

— Почему вы решили принять участие в «[не]Видимой силе»?

— 2023 год выдался для меня непростым. Работая в Сбербанке на позиции руководителя, я попала под сокращение и устроилась в компанию «Атомтрубопроводмонтаж» в службу по подбору персонала. Но в этой роли чувствовала себя неуверенно, опасалась проявлять инициативу, боялась, что меня не поймут, не оценят, старалась лишний раз не высовываться. Это привело к эмоциональному кризису. Когда увидела объявление о наборе в обучающую программу «[не]Видимая сила», поняла: это шанс разобраться в себе и развить лидерские качества.

— Что было дальше?

— Много всего. Программа длилась 11 недель и включала вебинары с экспертами, психологами и успешными женщинами, которые делились опытом совмещения карьеры и личной жизни. Мне очень понравились мастермайнды — ​обсуждения реальных проблем и поиски их решений. Было интересно участвовать в анализе фильмов: от историй о преодолении до тем гендерного неравенства. После занятий было ощущение, будто поговорила с психологом.

— То были художественные фильмы?

— Художественные и документальные. О лидерах, аутсайдерах, жертвах. О тех, кто не сломался, что бы ни случилось, и о тех, кто не выдержал испытаний. Нам давали время на просмотр, а потом мы обсуждали увиденное: делились мнениями о поворотах сюжета, поведении героев. В какой-то момент я поняла, что прямо здесь и сейчас начинаю менять свои представления о жизни. Фильмы были разные: и про челюскинцев, застрявших во льдах, и про ущемление прав женщин в некоторых странах, и про то, что женщины тоже могут быть настоящими абьюзерами и ходить по головам. Мы учились смотреть на вещи с разных сторон.

— Что на программе оказалось для вас самым полезным?

— Именно мастермайнды, где мы разбирали конкретные проблемы и искали всевозможные варианты их решения. Они помогли взглянуть на жизнь под другим углом и пересмотреть свои убеждения. Еще на программе у меня появился ментор, один из руководителей с моего предприятия. Он всегда поддерживает мои даже самые смелые идеи, его главный посыл: «Поверь в себя, поверь в свои силы, и ты все сможешь, а если и ошибешься, не страшно». Я ему очень благодарна за поддержку. Даже сейчас, когда я обращаюсь за советом, он никогда не отказывает. Домашние задания тоже сыграли важную роль: они помогли мне лучше понять себя, оценить свои сильные стороны и принять себя такой, какая я есть. Я увидела себя со стороны, поняла, полюбила. Эти 11 недель перевернули меня, жизнь кардинально изменилась.

— Как именно?

— Я стала смелее и сильнее. Обрела уверенность в себе, научилась отстаивать свою точку зрения и просить о помощи, когда это необходимо. Появился внутренний запрет на фразы типа «Ой, ну я точно не знаю, но, может, сделаем вот так?». Не боюсь, что мою идею не примут, спокойно отношусь к критике. Профессионально я перешла из подбора персонала в сферу коммуникаций. В 2024 году прошла обучение в Школе лидеров молодежных сообществ. Там училась командообразованию и тому, как повышать уровень вовлеченности у коллег. И вот в этом году меня выбрали трекером! На новом потоке проекта буду курировать лидеров с других предприятий и помогать им пройти программу.

На работе я активно участвовала в возрождении совета молодежи. Начала проводить с ребятами обучающие и развлекательные мероприятия, тормошить их, мотивировать, чтобы не сидели на месте. Мне безумно это нравится. Пока у меня такое развитие. По роду деятельности я стала больше взаимодействовать с нашими руководителями-мужчинами, у меня получается общаться с ними на равных, они прислушиваются к моему мнению.

— Разве общение с руководителями-мужчинами на равных — ​это не что-то само собой разумеющееся?

— Нет, конечно. Часто женщина успешна, является руководителем в своем подразделении, а коллега-мужчина, занимающий такой же пост, не видит в ней ровню. По отношению к обычным сотрудницам это гендерное пренебрежение часто проявляется еще острее.

— Почему так происходит?

— Думаю, основных причин три. Первая — ​стереотипы воспитания: в нашем обществе устаревшие устои воспитания девочек, их учат быть удобными, а не уверенными.

Вторая причина в том, что мы сами провоцируем мужчин на такое отношение к нам. Это самоограничение — ​женщины сами порой используют флирт или притворную слабость для решения рабочих вопросов. Мы постоянно стараемся заслужить одобрение мужчин-руководителей. Это унизительно. Меня, например, воспитывали в патриархальных традициях, я из казачьей семьи, где мужчина в доме — ​центр вселенной. Я привыкла во всем слушаться дедушку и папу, старалась угодить, подстроиться под них, зависела от их оценки, мнения. Все это перенесла во взрослую жизнь. Муж считал, что я все время совершаю какие-то глупые и необдуманные поступки, ни на что не способна, кроме готовки обедов и уборки. C его стороны отсутствовала поддержка, а я терпела. Пройдя программу, поняла, насколько наши отношения далеки от идеала. Семья распалась.

Семилетнюю дочку я учу не вестись на провокации и отстаивать свои границы. Говорю: «Если услышала что-то оценочное в свой адрес, неприятное, не пропускай через себя. Скажи обидчику: «Твое мнение — ​это твое право, но оно не определяет мою ценность». И дочь стала меняться, вести себя более осознанно. Чтобы зауважали другие, прежде всего нужно самому научиться себя уважать.

— С первыми двумя причинами все ясно. А что с третьей?

— Это конкуренция. У многих из нас есть привычка соперничать с другими женщинами и плести интриги на работе друг против друга. И если одна из коллектива пошла на повышение или получила поощрение от руководства, она начинает вести себя высокомерно по отношению к другим женщинам, не давать им раскрыться и проявить себя. В программе нас учили, что сила в объединении, а не в соперничестве.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: