Марс не атакует: обзор романа Хао Цзинфан «Скитальцы»

Сегодня в нашей совместной с издательством Fanzon рубрике роман «Скитальцы» китайской писательницы Хао Цзинфан, вышедший на русском языке осенью 2024 года. Комментирует технологии в книге Александр Хохлов, руководитель отдела проектов малых космических аппаратов компании «Геоскан», член Санкт-Петербургской региональной организации Федерации космонавтики России.

XXII век. 40 лет назад победой завершилась война Марса за независимость от Земли. Но планеты нуждаются в обмене ресурсами и технологиями — начинаются переговоры. Читатель довольно быстро проведет параллели: Марс с его коллективистскими ценностями, высокими технологиями и строгим порядком напоминает Китай, а Земля, где царят индивидуализм и социальное неравенство, — Запад. Но мы сфокусируемся на технологическом аспекте.
— В «Скитальцах» город на Марсе построен из стекла, поскольку песок — самый доступный там материал. Радиация упоминается всего три раза, и непонятно, защищает людей стекло или что-то еще. Какие барьеры для излучения обсуждают проектанты поселений на Луне и Марсе?
— Первые базы, которые появятся на Луне и, надеюсь, на Марсе, скорее будут напоминать состыкованные модули орбитальных станций. Думаю, они, как в некоторых проектах в прошлом, будут на колесных шасси для передвижения к месту сборки.
Для защиты от радиации долговременных поселений придется использовать подручные материалы, а именно местный грунт. Пока все сходятся в этом. По расчетам, двухметрового слоя реголита или песка будет достаточно. Предлагается насыпать его поверх модульных конструкций. Когда будет доставлена строительная техника, можно будет сооружать подземные научные базы и поселения колонистов.
Конечно, люди будут выходить на поверхность в скафандрах, какие-то служебные модули и шлюзовые камеры будут снаружи, но находиться в слабозащищенном пространстве можно недолго. Думаю, купольные сооружения, в том числе из стекла, тоже будут, но лишь как дополнительные, для обзора или использования прямого солнечного света. Может, стекла будут рентгенозащитными, содержащими свинец.
— Вероятно, в романе радиацию сдерживают искусственные магнитные поля вокруг зданий. Боюсь представить, сколько энергии уходит на их генерацию. Но у марсиан есть термоядерные и солнечные станции. Что обеспечит энергией первых колонизаторов в реальности?
— Магнитные поля взаимодействуют с заряженными частицами, протонами и электронами. Так, геомагнитное поле защищает низкоорбитальные космические аппараты и Международную космическую станцию, МКС. Однако куда важнее защита от галактических космических лучей, в первую очередь рентгеновского и гамма-излучения, которые не отклоняются электромагнитными полями.
В целом на расстоянии орбиты Марса солнечной энергии летом должно хватать. Зимой автоматические станции и марсоходы, которые оснащались только солнечными батареями, находились в спящем состоянии. К тому же они очень страдали от пылевых бурь, засорявших фотоэлектрические преобразователи. А два крупных ровера Perseverance и Curiosity с радиоизотопными термоэлектрическими генераторами неутомимо трудятся круглый год. Поэтому приспособление ядерной энергетики под условия Луны и Марса — насущный вопрос при планировании космических поселений.

— Между Марсом и Землей ходит всего один корабль, в котором гравитацию создает вращающаяся обшивка — излюбленный прием фантастов. Дальние космические полеты действительно невозможны без искусственной гравитации?
— Опыт, полученный на околоземных станциях «Мир» и МКС, показывает, что летать на Марс можно и в условиях невесомости при должных профилактических мерах. Около семи месяцев полета до Красной планеты не требуют искусственной гравитации. Но в будущем эта технология с высокой вероятностью будет использоваться. Все-таки невесомость — большое неудобство и вред для людей. А корабли-циклеры для снабжения Марса вполне оправданны, только их нужно будет много.
— Космопорт у Хао Цзинфан орбитальный, между ним и Марсом ходят шаттлы. Будь это Земля, я бы понял логику: тяжелым кораблям нужно много топлива, чтобы преодолеть силу притяжения. Но гравитация на Марсе в 2,5 раза ниже.
— Такой вариант вполне можно рассмотреть. Межпланетные транспортные корабли многомодульные, их нельзя посадить. В современных проектах — разброс планов. Илон Маск считает, что многоразовые Starship будут садиться на Марсе и возвращаться на Землю. Вполне возможно, что и в его концепции ракета-корабль станет частью межпланетного комплекса.
Пример орбитального космодрома уже почти есть, это окололунная станция Gateway, собрать которую планируется в конце этого десятилетия. Цели менялись в процессе, но одно из ее назначений — быть портом между Землей, Луной и Марсом.
— И последний вопрос, уже не о «Скитальцах». О марсианских амбициях громче всех заявляет Илон Маск. За кем еще стоит следить?
— К сожалению, человечество не спешит на Марс. Да, основная движущая сила — это Илон Маск и его компания SpaceX. Но есть надежда на изменение ситуации. В одиночку такой глобальный проект не сделать. Следите за НАСА, у него есть замечательный список из 63 ключевых задач, решить которые необходимо для начала полетов людей на Марс. Интересны наработки российской пилотируемой программы для долгой жизни в невесомости, биорегенеративные системы жизнеобеспечения в эксперименте БИОС‑3 Института биофизики Сибирского отделения РАН. И неожиданно — планы ОАЭ. Они готовятся, пусть и нескоро, участвовать в колонизации Красной планеты.
Кстати
Шесть добровольцев из России, Франции, Италии и Китая 520 дней находились в замкнутом пространстве, участвуя в проекте «Марс‑500» Института медико-биологических проблем РАН. На фото — экспериментальный комплекс, имитирующий многомодульный корабль.