Лучшая профессия для старта: что делают операторы реакторного цеха

Операторы реакторного цеха входят в топ‑10 наиболее востребованных профессий в концерне «Росэнергоатом». Рассказываем, какими качествами характера должны обладать эти специалисты, сколько тысяч шагов они проходят за смену и почему эта профессия — отличная стартовая площадка для построения карьеры на АЭС.
Последняя смена
13 марта в 16:00 заступил на рабочую смену Сергей Бакулин, старший оператор транспортно-технологического оборудования реакторного отделения (РЦ‑2) Курской АЭС. Это была его последняя перед выходом на заслуженный отдых смена за 43 года работы.
Сергей Бакулин приехал работать на строящийся третий блок Курской АЭС в 1982 году, сразу после окончания Белоярского энергетического техникума. Здесь женился, супруга Людмила Ивановна сначала работала бухгалтером в управлении строительства, затем перешла в бухгалтерию АЭС.
«И все, прирос к Курчатову, — подытоживает свой переход из уральца в курянина Сергей Бакулин. — С самого начала смена у нас была комсомольско-молодежная, всем ребятам чуть за 20. Мы были новички, изучали внутренности реактора, постигали премудрости профессии начиная с монтажа блока в РЦ‑1, потом в РЦ‑2 под руководством хороших учителей — наших инженеров Владимира Ивановича Перегуды и Николая Витальевича Компанейца».
Они научили: к работе следует подходить исключительно с точки зрения ядерной безопасности, всегда держать в голове мысль, что какое-либо отклонение может привести к серьезным последствиям. Учили в первую очередь ответственности, без этого оператору никак. Он должен понимать, что делает, как, зачем, какие могут быть последствия.
«Оборудование на станции все дорогостоящее, те же кассеты с ядерным топливом стоят огромных денег, а вывести что-то из строя можно одним неверным движением. Поэтому оператор должен быть ответственным и предельно собранным», — говорит наш герой.
Рабочее место Сергея Бакулина — центральный зал, где он — старший оператор. Одна из главных задач — перегрузка реактора на мощности. Чтобы он стабильно работал, нужно подкидывать новые «дрова» — перегружать топливные кассеты.
«Подвыгоревшие кассеты выгружаем, свежие загружаем, — поясняет Сергей Бакулин. — И параллельно много сопутствующей работы: сборка свежих топливных кассет, вывоз отработавшего ядерного топлива. Принимаем с первого блока недогоревшие кассеты, собираем их у себя и снова загружаем. Это работа размеренная, расписанная в документах досконально. Другое дело — работа во время ремонтов, она глобальная и разнообразная: замена стержней системы управления и защиты, массовые выгрузки-загрузки кассет в реактор, замена технологических каналов. Бывает, за ночную смену ни разу не присядешь. Все постоянно меняется, каждая смена не похожа на другую, при этом задействовано много привлеченного персонала. Все находятся в центральном зале, на реакторе, и нужно держать ситуацию на контроле, фиксировать все свои действия. Хотя, если работаешь по инструкции, ничего экстраординарного и тогда произойти не должно».
Кстати, в 43‑летней практике Сергея Бакулина не было ни одного серьезного ЧП. А вот что касается усовершенствований, каждый для себя со временем выводит, где можно ускориться, совместить какие-то работы, расставить людей немножко по-другому, и дело пойдет. Но в любом случае сильно не разгонишься: на все есть правила, инструкции, все расписано по времени и потом тщательно проверяется. Плюс все фиксируют камеры в центральном зале и видеорегистраторы на груди у каждого работника.
В каждой смене, поясняет Сергей Бакулин, в центральном зале работают три-четыре человека: каждый на своем месте, все работают синхронно и должны понимать друг друга буквально с полуслова.
Выходя на пенсию, Сергей Алексеевич спокоен: дело его жизни передано в надежные руки. Сын Антон окончил МИФИ и сейчас работает на станции начальником смены блока. Внук, пятиклассник Миша, тоже очень интересуется работой деда и отца. Антон Бакулин с удовольствием рассказывает сыну о работе, водит его по выставочным экспозициям управления коммуникаций Курской АЭС. Так что Миша теперь не хуже экскурсовода может рассказать, что такое турбина, реактор, главные циркуляционные насосы.
Бакулин-дед, конечно, двумя руками за то, чтобы и внук продолжил профессию. Но свое мнение не навязывает, действует мягкой силой примера. Если человек увлечен чем-то другим — пожалуйста, занимайся. Как, например, младший сын Илья, который окончил с отличием факультет фундаментальной медицины МГУ, стал неврологом.
Судьбоносное решение
Вадим Семенов родился в Десногорске, после школы поступил в МГТУ им. Баумана. На последнем курсе увидел вакансию на Смоленской АЭС. Признается, что привлекла высокая зарплата, но были и сомнения — должность оператора в реакторном цехе высшего образования не требовала. Сегодня, спустя полтора года, оператор главных циркуляционных насосов Вадим Семенов утверждает: его решение стало судьбоносным.
Когда молодого специалиста в первый рабочий день привели в операторскую и показали главные циркуляционные насосы, за которые предстоит нести ответственность, первое, что его поразило, — масштабы предприятия. Он и не предполагал, что в этой профессии все настолько внушительно. Причем водили новичка по блоку буквально за руку, объясняя, что он должен знать, куда идти и что делать.
А второе, что поразило, — отношение к нему, вчерашнему студенту, работников цеха. «Если ты чего-то не знаешь, в чем-то не уверен или просто хочешь открыть что-то новое для себя, они всегда помогут, расскажут, покажут, проведут — опять же за руку», — говорит Вадим Семенов. Такого же подхода теперь придерживается и он: когда приходят новенькие, везде их водит, все показывает. Помещений много, везде разное оборудование, нужно постоянно ходить и запоминать.
Хорошо, что в «Росатоме» есть учебно-тренировочные подразделения, которые занимаются подготовкой и поддержанием квалификации персонала атомных станций, туда Вадим Семенов сразу пошел учиться: три месяца лекций и месяц стажировки. Ему что-то показали — потом сам сходил, посмотрел, спросил, что непонятно, уточнил, почитал различные инструкции. В итоге быстро все усвоил и начал самостоятельно работать. Говорит: если человек чего-то хочет, у него все получится. Только нужны терпение и стремление.
Если кто-то считает, что работа оператора в основном сидячая, он ошибается. Сейчас ремонтная кампания на втором блоке Смоленской АЭС не ведется, поэтому, прикидывает Вадим Семенов, ему в среднем приходится за смену проходить по 7–8 тыс. шагов (5–6 км). В зависимости от смены и поставленных заданий бывает больше или меньше, но эти километры есть всегда, как и предсменные обходы помещений. А во время ремонтных кампаний количество шагов и вовсе доходит до 15–17 тыс.

Рабочий день оператора начинается в 7:30, но обычно, поясняет Вадим Семенов, он приезжает на смену к 7:00, потому что ответственно относится к предсменному обходу оборудования: «В каждой смене два оператора и старший оператор. А над ними — инженер по эксплуатации реакторного оборудования. Операторы отправляются на обходы, которые заканчивают к 7:30. Все осмотрели, доложили, все ли в порядке, и начались сменные задания: подготовка к включению оборудования, проверка параметров. Кроме того, мы должны содержать помещения в чистоте, например, убрать, если нужно, протечки масла или ветошь».
За полтора года работы на станции Вадим Семенов убедился: достаточно высокий уровень зарплаты — далеко не главное в его профессии. Сегодня у него большое желание расти дальше, и именно на этом предприятии. Хорошо, что есть различные программы развития: можно, например, съездить в Обнинск, подучить ядерную физику. И продвигаться дальше по карьерной лестнице. «Для меня важно, что я вношу свой вклад в работу реактора, — говорит он. — Без нас никуда. На нас все оборудование, весь теплоноситель — мы же охлаждаем реактор, различное оборудование, поддерживаем требования нормальной эксплуатации. Мы — в самом сердце атомной электростанции. Я считаю, что оператор — лучшая профессия, которая идеально подходит для старта и дальнейшего карьерного продвижения, ведь это возможность узнать и понять всю внутреннюю кухню АЭС».
Главное — не бояться нового
Даниил Тулинов — потомственный атомщик. Родился и вырос в Нововоронеже — городе-спутнике АЭС. На станции трудятся его родители и старший брат. Сюда же два года назад, после окончания МИФИ, пришел и он, став оператором реакторного отделения реакторного цеха № 6.
Образование получил самое атомное — МИФИ, специальность «проектирование, эксплуатация, инжиниринг атомных станций». И вернулся в родной город, где начал работать оператором реакторного отделения реакторного цеха № 6 Нововоронежской АЭС. Говорит, это первая должность, которая позволяет в непосредственной близости изучить оборудование, узнать особенности его работы и получить основное понимание всех процессов, протекающих при выработке электроэнергии.
Среди его должностных обязанностей — контроль параметров и эксплуатация основного и вспомогательного оборудования. Оператор контролирует исправность оборудования при выполнении обходов зон обслуживания и проведении оперативных переключений.
Понятно, что рабочий процесс в реакторном цехе идет под контролем более опытных специалистов, оператор — только первая ступенька. Но именно на этой позиции открываются возможности профессионального и карьерного роста молодого сотрудника, который трудится в окружении коллег, всегда готовых помочь, подсказать, поделиться рабочими секретами.

Поначалу самое сложное — пройти первичную проверку знаний, признается Даниил Тулинов: «В институте ты все изучаешь в теории, а тут впервые видишь живьем, в железе, и начинаешь по-настоящему вникать в работу. Пройдя этот первый этап, изучив инструкции по эксплуатации, устройство оборудования, бланки переключений, прикрепив практические навыки, постепенно начинаешь понимать специфику своей должности и как функционирует атомная станция в целом».
Самое интересное в его работе, по мнению молодого специалиста, — период проведения планово-предупредительных ремонтов (ППР). Именно ППР позволяет по-другому взглянуть на внутреннее устройство оборудования, функционирование всей системы, увидеть взаимодействие реакторного цеха с другими подразделениями.
Даниил Тулинов считает, что его должность в первую очередь требует внимательности и оперативности мышления. А еще — исполнительности и готовности к обучению и самообучению, ведь столько всего интересного происходит вокруг, и хочется, чтобы эти процессы не прошли мимо тебя. Кроме того, оператор обязательно должен быть коммуникабельным, потому что ему приходится много общаться с коллегами как внутри своего подразделения, так и за его пределами. Главное — не бояться нового и не стесняться спрашивать, ведь от старших коллег можно почерпнуть бесценные практические знания.
Сегодня мечта оператора Даниила Тулинова — стать ведущим инженером по управлению реактором, а в перспективе и начальником смены. Но прежде надо намотать десятки и сотни километров на блоке, чтобы получить знания и навыки для продвижения к мечте.
Обязанности оператора РЕАКТОРНОГО ЦЕХА
- Обеспечение бесперебойной и экономичной работы, контроль за показаниями средств измерений, работой автоматических регуляторов и сигнализации, ликвидация аварийных ситуаций.
- Загрузка в реакторы свежего топлива и выгрузка отработавшего топлива из реакторов.
- Контроль за работой оборудования по показаниям средств измерений и сигнализации.
- Контроль за режимом тепловых сетей, выдерживанием температурного графика источниками теплоснабжения.