Десять лет спустя: как изменился главный корпоративный чемпионат AtomSkills

С 2015 года количество компетенций на AtomSkills выросло с 10 до 44, участников — с 450 до 2 тыс. Это уже не просто соревнования, а крупная отраслевая площадка для подготовки кадров и профориентации: молодежи и подростков на чемпионате все больше. Новации юбилейного AtomSkills оценил обозреватель «СР».
Влияние родителей
«На AtomSkills‑2025 в отдельной лиге выступили более двух сотен студентов колледжей и вузов, — рассказывает Алексей Красавин, руководитель отдела организации чемпионатов Корпоративной академии «Росатома». — В этом году мы пригласили много студентов и школьников, чтобы они посмотрели соревнования и узнали о проектах и бизнесах госкорпорации. На первом этаже «Екатеринбург-Экспо» дивизионы поставили 17 стендов. Работали на них не только специалисты предприятий, но и юниоры «Росатома».
Экскурсионные группы из школ и колледжей Екатеринбурга и ближайших городов все пять дней чемпионата сменяли одна другую. Анастасия Третьякова учится в Краснокаменске на обогатителя полезных ископаемых. На стенде горнорудного дивизиона она увлеченно живописала, как добывают уран, работают в шахте. Откуда у молодых людей интерес к атомпрому? Большинство экскурсантов отвечали на вопрос «СР» так: влияние и пример родителей — сотрудников «Росатома».

Дебютант из Казахстана
Дивизионы и предприятия «Росатома» выставили на соревнования 16 команд, сборные прислали крупные отечественные и иностранные компании из девяти стран. Впервые на AtomSkills приехала сборная «Казатомпрома».
«Я работаю супервайзером лаборатории на предприятии «Инкай», — рассказывает член команды из Казахстана Раймбек Кожамкулов. — Контролирую выполнение анализов, занимаюсь сертификацией продукции. О чемпионате узнал от коллег из головной компании — «Казатомпрома». В компетенции «Аналитический контроль» я занял третье место в международном зачете. Меня, конечно, поразил масштаб: огромное количество участников и посетителей, отличная организация на всех уровнях».
Битва за мониторами
На площадке «Графического дизайна», в отличие от многих других, большинство выступающих — девушки. Чтобы зрители видели, как работают дизайнеры, картинку с их экранов транслировали на большие мониторы.
Это одна из двух новых компетенций. О ее предыстории мы узнали от главного эксперта Дарьи Масловой, главного специалиста отдела разработки в «КонсистОС», дочерней компании «Росэнергоатома».
«Я увидела соревнования по графическому дизайну три года назад на чемпионате DigitalSkills в Казани и сразу подумала: «Росатому» они тоже нужны. Мы начали в «Росэнергоатоме», потом поняли, что пора выходить на следующий уровень, и вот мы в Екатеринбурге. У нас не сквозное задание, то есть каждый день новый модуль. Первый, например, — логотип и фирменный стиль для отраслевого проекта применения искусственного интеллекта для генерации должностных инструкций, — говорит Дарья Маслова и подчеркивает: — Кейс реальный — аналогичным проектом занимаются мои коллеги».
Вторая новая компетенция — «Разработка бизнес-приложений на платформе «1С: Предприятие».
«Развивать это направление важно, потому что продукты «1С» у нас ежедневно используют около 85 тыс. сотрудников, — объясняет главный эксперт компетенции Алексей Филатов, заместитель директора центра компетенций «1С» «Гринатома». — Команды «Росэнергоатома», топливного дивизиона, «Гринатома» решали разноплановые задачи. В первый день проектировали и реализовывали алгоритм, который максимизирует сумму прибыли организаций. Во второй — реализовали функционал ведения базы ошибок. В третий — работали над интерфейсом и элементами юзабилити, то есть над удобной и красивой подачей информации пользователю. Общий уровень достаточно высокий, ребята старались. Уверен, часть их решений мы в ближайшее время применим в централизованных системах на платформе «1С».

Экосистема для талантов
Деловую программу AtomSkills разделили на четыре трека: «Профориентационный», «Педагогический», «Кадровый» и «Родительский». В рамках каждого проходили конференции, форумы, лекции, мастер-классы, аналитические и проектные сессии, презентации.
Лейтмотив обсуждений — экосистема для развития талантов и ее интеграция с атомной отраслью. Особое внимание — на системное совершенствование среднего профессионального образования. Предприятия «Росатома», как и вся отечественная промышленность, испытывают нехватку квалифицированных рабочих. Поэтому госкорпорация не только активно участвует в проекте «Профессионалитет», но и формирует долгосрочную акселерационную программу для колледжей-партнеров. Директора вошедших и еще не вошедших в «Профессионалитет» колледжей в атомградах обсуждали свои ожидания и сложности. Подготовка заявочной документации, стратегия привлечения абитуриентов, повышение качества обучения, создание программы устойчивого развития — помочь со всем этим готовы эксперты Корпоративной академии «Росатома».
Алексей Пономаренко, заместитель гендиректора академии, обрисовал возможности и планы акселератора: «Мы консолидируем лучшие мировые практики и преобразуем их в понятные инструменты развития учебных заведений. Наша цель — добиться того, чтобы до 2030 года в каждом городе был колледж — участник «Профессионалитета». Мы хотим усилить подготовку кадров в партнерстве с другими компаниями и заняться формированием образовательных кластеров по атомному направлению в Санкт-Петербурге, Курске, Иркутске, Новосибирске и др. То есть там, где у «Росатома» нет градообразующих предприятий, но отрасль испытывает большую потребность в кадрах».
Опыт первых
В рамках деловой программы прошла встреча чемпионов и экспертов первых AtomSkills. Обсуждали, как побеждать и как готовить победителей.
Вадим Тукмачев, руководитель отраслевого центра компетенции «Электроника» Белоярской АЭС, в AtomSkills с самого начала.
«Я работал тогда начальником участка АСУ ТП, — вспоминает он. — Утром приходит на почту письмо: кто желает принять участие в чемпионате высокотехнологичных профессий в Екатеринбурге? Открыл список компетенций. «Электроника» есть, но по возрасту не подхожу — больше 27 лет. Предложил отправить заявку коллеге Александру Золотареву. Начали готовиться, толком не понимая, что и как. Но он парень талантливый, и мои советы, надеюсь, помогли. Я был экспертом, мы отлично выступили, взяли золото. Так я почувствовал вкус к соревнованиям».
Получив приглашение на AtomSkills‑2016, Вадим Тукмачев согласился без сомнений. Восемь лет был главным экспертом.
«Подготовил смену. Сейчас в компетенции «Электроника» молодой и энергичный главный эксперт. Я его знаю, поэтому абсолютно спокоен за развитие компетенции, — говорит Вадим Тукмачев. — Я же сосредоточился на преподавании, передаче опыта. В прошлом году мы с участником взяли золото — в студенческой лиге AtomSkills».

Маленький электрик
Самым юным участником профориентационной программы AtomSkills‑2025 стал второклассник петербургской школы № 334 Александр Королев. Четыре дня он работал на стенде «Атомные школы электромонтажа» — презентовал образовательную программу «Юный электрик». Ее составили для начальных классов педагоги школы № 334 и Петровского колледжа.
Сварка по смартфону
Проект «Атомные школы сварки» представил на чемпионате новое техническое средство обучения для компетенции «Сварочные технологии». Это пакет методических материалов и приложение с искусственным интеллектом, которое выполняет часть функций преподавателя. Студент наводит камеру смартфона на сварное соединение, и нейросеть находит дефекты, указывает их причины и предлагает способы улучшить качество шва.
Юлия Ужакина
Гендиректор Корпоративной академии «Росатома»
— История AtomSkills подтверждает, что это востребованный и нужный проект для укрепления кадрового потенциала страны и отрасли. Чемпионат стал уникальной площадкой для подготовки инженерных и рабочих кадров, формирования нового поколения высококвалифицированных специалистов. За 10 лет он объединил порядка 15 тыс. профессионалов и молодых талантов. На основе результатов AtomSkills мы совершенствуем образовательные стандарты и внедряем лучшие практики по всей отрасли.