«Хочу еще раз поработать на ледоколе»: профессиональные секреты промышленного фотографа

Сооснователь издательства и фотоагентства Gelio Media Слава Степанов работал над альбомом «Северный морской путь», посвященным 65‑летию «Атомфлота», снимал Новосибирский завод химконцентратов, «Атоммаш», Кольскую и Балаковскую АЭС. Почему на режимных объектах не бывает форс-мажоров и за что он полюбил атомные ледоколы, фотохудожник рассказал в интервью «СР».

— Фотография для вас увлечение с детства или выбор взрослого человека?
— Фотографировать я начал около 15 лет назад, когда жил в Новосибирске и работал дизайнером. Курсы по фото я не посещал, но умел обрабатывать снимки — потом мне это не раз пригождалось.
— Обработку фото большинство профессионалов считает моветоном. Как вы к этому относитесь?
— Мэтры часто говорят «one shot, one kill» — то есть нужно настроить камеру так, чтобы за одно нажатие получить идеальный кадр, не требующий вмешательств. Я же, наоборот, считаю, что 50 % успеха фотографии — это обработка. Бывает, даже тот кадр, который хочешь отправить прямиком в мусорку, можно починить в компьютерной программе. Грех не пользоваться современными инструментами.

— Что входит в другие 50 % успеха?
— Продюсирование съемки — доскональное изучение темы и планирование кадров. Особенно это важно на промышленных объектах или на ледоколах: никто специально для тебя повторно швартоваться не будет. Нужно заранее понимать, как выстроить композицию, представить кадр у себя в голове и только потом снять. Ну и не помешает доля везения — без этого не будет магии фото.

— В экспедиции на ледоколе «Сибирь» вам повезло сделать отличную серию с белыми медведями. А что происходило в это время за кадром?
— В Арктике все съемки в основном с дронов: так мы можем близко подобраться к животным, не потревожив их. Негласное правило для всех гостей полярного круга — не вторгаться в окружающую среду. Так как дроны у меня очень маленькие и жужжат тихо, медведи зачастую их не замечают. Основная сложность в том, что на борту все просят записать животных на видео, я же пытаюсь получить максимум красивых кадров. Приходится искать компромиссы.

— Случались у вас на промышленных фотосессиях форс-мажоры?
— На производственной площадке их помогает избегать тщательное планирование и предварительное общение с сотрудниками. Но Арктика — другое дело, тут от человека мало что зависит. Даже техника из-за природных аномалий периодически сходит с ума.
— Какие еще съемки вам особенно запомнились?
— «Атоммаш» в Волгодонске — мегаяркое и масштабное производство. Все в цехе двигается, перемещается — это рождает бесконечное множество ракурсов, каждую секунду появляются все новые. А вот АЭС — я снимал две, Балаковскую и Кольскую, — мне показались очень похожими на обычные станции, только сотрудники носят белые халаты. Трепет при первом посещении, естественно, был, но ничто не сравнится с моими эмоциями от ледоколов — ими я не перестаю восхищаться.

— Можем ли мы в таком случае рассчитывать на новые ледокольные фотосессии?
— Да, у нас с атомоходами случилась любовь. Я очень хочу еще раз поработать на ледоколе, особенно на жесткой части Севморпути — так моряки называют его восточный участок от Карского моря до Берингова пролива. Говорят, там нужно в прямом смысле сражаться со льдами. И еще одно место, до которого хотелось бы добраться, — Певек. Я снимал строительство плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» на Балтийском заводе и был бы рад подняться на борт уже АЭС.

— Что вас привлекает в промышленной фотосъемке?
— Любопытство — врожденная черта моего характера. Всегда было интересно узнать, как устроены заводы и пароходы, как выглядят города с высоты, как прокладывают метро под землей. Фотоаппарат — это ключ, который помогает попадать в невообразимые места и удовлетворять любопытство. В прошлом году я совершил порядка ста перелетов, был и в самом северном морском порту Тикси, и на Мадагаскаре, в Центре управления полетами в Королеве и в ракетно-космическом центре «Прогресс» в Самаре — и все благодаря съемкам.

— Дайте совет тем, кто хочет начать фотографировать.
— Обязательно представляйте итоговую картину, а уже затем ловите кадр. Со временем все ракурсы будут строиться на подсознательном уровне. Желание показать мир таким, каким видите его вы, — вот что самое важное. И даже если у человека нет топовой техники, а только мобильный телефон, с такой установкой будет ему счастье как фотографу.