Спасательные композиты: как в МЧС используют новые материалы «Росатома»
![](https://strana-rosatom.ru/wp-content/uploads/2025/02/atm-21254-e1739198722747-1200x600.jpg)
Продукция компании «Стеклонит» (композитный дивизион «Росатома») отлично показала себя на недавних учениях МЧС «Безопасная Арктика». На Чукотке из полимерных композиционных плит собрали площадку для вертолета, прилетевшего за «ранеными». И это далеко не единственный пример использования. Из таких плит строят временные дороги, мосты, вытаскивают с их помощью застрявшую технику.
Полимерный десант
Учения «Безопасная Арктика» проходили с 29 по 31 января в 10 регионах. В рамках деловой программы композитный дивизион представил на выставке специальных материалов и техники в Архангельске мобильные дорожные стеклопластиковые плиты «Мобистек» (полное название — МДП «Мобистек‑80») и полимерные композиционные МДН «Трасса». Главное достоинство «Мобистека» — сочетание высокой жесткости и плавучести, эти плиты можно укладывать на любой грунт. Даже на обводненных торфяных болотах они выдерживают технику массой 80 т. Плиты «Трасса» более тонкие и гибкие, в сложных грунтово-геологических условиях не используются. Но благодаря меньшему весу их удобнее перевозить и монтировать. Из плит обоих типов можно собирать площадки для пунктов временного размещения, мобильных госпиталей, стоянок техники, складов, временные дороги любой конфигурации и взлетно-посадочные полосы для вертолетов и беспилотников.
На Чукотке «Трассу» задействовали в спасательной операции. По легенде, пострадавших в ЧП нужно было эвакуировать из тундры на вертолете Ми‑8. Партию плит «Трасса» 2×1 м и другой груз сбросили на универсальных парашютных платформах с самолета Ил‑76. Десантировались и спасатели. При 47‑градусном морозе за 22 минуты они собрали площадку 10×9 м, на которую приземлился Ми‑8. В него загрузили «пострадавших», и вертолет доставил их на базу. «Новинки подтвердили свою эффективность в условиях отдаленной местности и труднопроходимого рельефа», — сообщили в МЧС.
«Мы только начинаем работать с МЧС и надеемся, что сотрудничество будет успешным, — говорит директор департамента «Плиты» Николай Березин. — Нам предложили провести испытания на Камчатке с перспективой оборудования постоянной вертолетной площадки. В Архангельске заинтересовались обоими типами плит, обсуждаются потребности и параметры возможной поставки».
![](https://strana-rosatom.ru/wp-content/uploads/2025/02/na-chukotke-mchs-rossii-podvedeny-itogi-masshtabnyh-ucheniya-i-ekspedicii-bezopasnaya-arktika-2025_1738303148818666728__2000x2000-1024x768.jpg)
На мобильных дорогах
Плиты «Трасса» «Стеклонит» выпускает с 2018 года, «Мобистек» — с 2009‑го. Это отдельное бизнес-направление, которое приносит компании порядка 15 % выручки. По собственным оценкам, «Стеклонит» занимает более 50 % соответствующего рыночного сегмента в России. Предприятие может производить порядка 400 стеклопластиковых и 250 полимерных плит в месяц.
Спрос на плиты нестабильный. Так, в один год компания поставила 4,5 тыс. штук, в другой — 1 тыс. Композитные и полимерные плиты закупают нефтегазовые компании, чтобы возить людей и технику в условиях бездорожья. Из плит строят временные дороги, технические проезды рядом с трассами, основания под городки строителей, вертолетные и буровые площадки и проч. «Не назвать ни одной нефтегазовой компании, которая бы их не использовала», — подытоживает Николай Березин.
Также «Стеклонит» производит композитные плиты на основе стекловолокна для ремонта и реконструкции железных дорог. Плиты укладывают на стальные мостовые строения вместо деревянных шпал. «Наши плиты используют в ремонте мостов, спроектированных по старым нормам и не рассчитанных на современные нагрузки и интенсивность движения, — поясняет Николай Березин. — Благодаря плитам нагрузка на мост снижается. Мы их поставляем по всей России уже более пяти лет».
![](https://strana-rosatom.ru/wp-content/uploads/2025/02/atm-21254-768x1024.jpg)
Операция «Полынья»
Недавно по композитным плитам из полыньи выбрались два вездехода. «Машины оказались слишком тяжелыми для речного льда. Утонуть не утонули — вездеход держится на воде, как поплавок, но и выбраться не могли, ломали перед собой лед, потому что площадь опирания была маленькой. А когда подложили плиты, площадь опирания и сцепление увеличились», — рассказывает Николай Березин.
Раньше плиты экспортировали в страны Европы и ближайшего зарубежья. Сейчас сотрудничество с Европой приостановлено, в соседних странах «Стеклонит» планирует участвовать в новых инфраструктурных проектах. Вошедшая в композитный дивизион «Росатома» в сентябре 2024 года компания выстраивает взаимодействие с отраслевыми организациями. Кроме плит для мобильных дорожных покрытий она выпускает ткани различного применения (фильтры, электроизоляция, армирующие материалы и проч.) и геосинтетические материалы для дорожного строительства.